«Прорвёмся, опера»! 5 октября – День сотрудников уголовного розыска

19 лет Алексей Прищепа трудится в уголовном розыске. © / Из личного архива

Вполне естественно, что большинство из нас, рядовых граждан, никогда не сталкивавшихся с деятельностью полиции, судит об их работе по фильмам, точнее, по сериалам.

   
   

Раньше это были книги, и издавали их либо отставные милиционеры, реально раскрывавшие преступления, либо писатели, консультировавшиеся с профессионалами. И популярный в СССР сериал «Следствие ведут знатоки», и его сегодняшняя трансформация в «Следствие вели… с Леонидом Каневским» также рассказывают о реально происходивших  преступлениях.

В то время как современные кальки с иностранных сериалов и даже наши собственные зачастую показывают нам супергероев, один из которых по запаху определяет преступника, другая и вовсе ясновидящая, третьи собираются целой командой суперпрофи и раз – за одну серию вытаскивают из неочевидного, казалось бы, преступления за ушко на солнышко злых правонарушителей.

Между тем всю эту работу, иной раз очень тяжёлую и морально, и физически (не каждый может чуть ли не ежедневно видеть трупы  или, например, обойти в поисках очевидцев многоквартирный дом, а то и не один) выполняют оперуполномоченные уголовного розыска. В просторечии их нередко называют операми, а их подразделение «уголовкой».

О буднях и специфике этой самой «уголовки» нам рассказал заместитель начальника городского отдела полиции № 7 по оперативной работе подполковник полиции Алексей Прищепа.

Сам решил

Ольга Коробова, omsk.aif.ru: Алексей Владимирович, как и почему вы пришли в уголовный розыск?

Алексей Прищепа: У меня нет в роду никого из этой сферы, - ни военных, ни полицейских, мои родители всю жизнь трудятся в сельском хозяйстве. Но я решил, что хочу носить погоны, это было за два года до окончания школы. Выбрал Академию МВД, начал активно готовиться – заниматься физкультурой, общеобразовательными предметами. В итоге школу окончил с медалью, и в 2001 году поступил в академию, сразу после окончания которой пришёл в уголовный розыск. Два года отработал на селе, затем перевёлся в город. В отделе полиции № 7 - с августа 2008 года, в 2019-м был назначен на должность заместителя начальника ОП-7.

   
   

- Уголовный розыск – одно из самых сложных подразделений, и многие такой работы не выдерживают…

- Всё правильно, работа в уголовном розыске интересная, но сложная. И человек, который не поймёт её с самого начала, надолго не задержится. Ты должен реализовать себя в этой работе в том плане, что обязательно должен достичь результата, то есть раскрыть преступление. И я думаю, что только достигнув этого результата самостоятельно, ощутив так называемый поисковый кайф, ты её поймешь и останешься здесь. Это самое главное оперское качество. Я до сих пор молодым сотрудникам говорю: «Только после того, как ты раскроешь преступление, пусть даже самое маленькое, несложное, но ты сделаешь это самостоятельно, только тогда ты себя почувствуешь опером и будешь работать дальше, потому что работа будет вызывать интерес».

- Видно ли сразу по человеку, останется он или нет в профессии?

- Сейчас, с опытом, я стал это видеть сразу. Из 10-ти пришедших сюда остаются один-два. Кому-то семья не позволит столько времени проводить на работе, мы же и ночью выезжаем, и вечером задерживаемся. Эти восемь из десяти либо увольняются, либо переводятся в другие подразделения.  

Очень важно, чтобы коллектив был сплочённым, а это достигается именно тогда, когда знакомишься и общаешься с семьями коллег.

- Вы два года проработали в селе. Почему перевелись в областной центр?

- Как раз в силу того, что в селе все другу друга знают, там раскрывать преступления сложней – они покрывают друг друга, сложно добиться правды. А в городе для меня было интересней – людей больше, преступлений больше, и они разные. Когда перевёлся в Омск, я практически два года не выходил с работы, настолько меня захватило. С того момента и начался мой карьерный рост: старший оперуполномоченный, потом начальник отделения, затем замначальника розыска, начальник розыска и т. д.

Мне всегда была интересна моя работа, и хотя сейчас у меня её больше бумажной, чем «живой» (а любого начинающего опера можно воспитать только собственным примером), остались мои воспитанники, начальники отделений, и они этот опыт передают молодым сотрудникам.

- У вас самого есть герои-опера? Киношные или настоящие?

- Конечно, настоящие - люди, на которых я равняюсь. Принимал меня на работу Евгений Геннадьевич Воробьёв, он был начальником уголовного розыска, мы до сих пор общаемся. Рамиз Габдуллович Гусейнов, который был в этом кресле лет пять назад, тоже мой наставник. А руководителем отдела, когда я только пришёл, был Андрей Вильгельмович Гошт. Он для меня является корифеем в уголовном розыске, и он же мне всегда говорил: «Стремись, и добьёшься!». Это стало моим жизненным и профессиональным кредо - я стремился быть таким, как мои руководители.

Мошенники стали бесконтактными

-  Изменилась ли сегодня преступность?

- Если брать даже такой небольшой промежуток времени, как 10 лет, она очень поменялась. И уровень преступности другой, и категории преступлений другие. Если раньше каждое третье было открытое хищение имущества, то сейчас больше краж из магазинов (парфюмерия, электротехника и т.д.) – это типичные кражи, которые ежедневно совершаются в Омске. Мошенничества – раньше они были контактными, человек подходил к человеку, чтобы его обмануть, а теперь всё дистанционно совершается. Преступления, связанные с наркотиками, тоже стали другими, и возраст наркоманов и закладчиков поменялся, сейчас всё это нередко начинается уже в школе.


И уровень преступности сейчас другой, и категории преступлений другие.


Раньше у нас было отделение по раскрытию квартирных краж, грабежей и разбоев, а сейчас взамен мы вынуждены создать отделение, которое занимается раскрытием дистанционных мошенничеств. Поменялось время, поменялись преступники.

- Есть ли преступление, раскрытие которого вам больше всего запомнилось?

 

- Совсем недавно, перелистывая свои старые записи, вспоминал фамилию девушки, которая была организатором небольшой преступной группы, совершавшей уличные грабежи. В 2010 году 16-летняя девушка-цыганка, используя влюблённость в неё двоих молодых людей, причем вдвое старше её, организовала такой «доход»: её «подчинённые» на улице избивали молодых людей, похищали золото, деньги, сотовые телефоны. Грабежи происходили по всему городу, в том числе и на нашей территории, и именно наше подразделение эту серию раскрыло. Обоих мужчин арестовали, а девушку, так как она была несовершеннолетней, оставили на свободе. И она тут же нашла себе новых исполнителей, и вновь начались преступления. Только после этого нам удалось добиться её ареста и реального лишения свободы.

Много их было и других резонансных, в том числе и серийных, но это было одно из первых, потому и запомнилось.

- Вы сказали, что перелистывали свои ежедневники. Ведёте именно бумажные дневники?

- Обязательно, и приучаю молодых сотрудников это делать. Когда я учился в академии и приходил на практику, не понимал, зачем опера это делают. А когда сам стал работать, оценил: ты записываешь каждый свой шаг, и потом в случае надобности вспомнить ту или иную ситуацию, почерк преступника всё это воссоздаётся по записям.

- Но сегодня есть же компьютеры?

- Они не вечны, нет ничего верней, чем собственноручные бумажные записи.

Семьям надо тоже дружить

У полицейского должен быть крепкий тыл. Фото: Из личного архива

- Что правда из всех этих кино и сериалов - жёны уходят, не выдерживав напряжённого графика работы мужей, того, что их могут вызвать посреди ночи, а дети мало видятся с отцами. Как вам удалось сохранить счастливый брак?

- Мы два года дружили с будущей супругой, она знала, за кого выходила замуж. Сейчас у нас две дочери, и я счастлив.

Основное моё общение – это коллеги по работе и их жёны, и мы стараемся встречаться именно семьями, с детьми. Наши жёны между собой общаются, делятся своими проблемами, и это тоже, я уверен, помогает им справиться с трудностями, которые возникают из-за работы их мужей.

Очень важно, чтобы коллектив был сплочённым, а это достигается именно тогда, когда знакомишься и общаешься с семьями коллег.

- Профессиональный праздник – он же и семейный?

- Да, конечно, мы стараемся встречаться именно семьями. День уголовного розыска – это святое, но кто-то в этот день, конечно, будет нести службу.