«Прохожие снимали на камеру». Омичка стала профи в «неженской» профессии

Ирина Кочеткова разрушает стереотипы о женщинах за рулём. © / личный архив

Ещё лет десять назад на женщин-автоинструкторов смотрели косо: чему дамы могут научить на дороге? Однако времена меняются, а вместе с годами уходят глупые стереотипы о представительницах прекрасного пола за рулём.

   
   

Корреспондент omsk.aif.ru  пообщался с женщиной-автоинструктором и узнал, почему девушки выбирают неженскую, по мнению общества, профессию.

Папина дочка

Это был типичный летний выходной: солнце слепило глаза, яркие цветы в клумбах пытались перебить запах бензина, а на дорогах давно рассосались пятничные пробки.

На парковке за углом гипермаркета в Нефтяниках стояла машина с опознавательными знаками одной из автошкол Омска, за рулём которой сидела Ирина Кочеткова.

Это сейчас омичка не представляет свою жизнь без автомобилей, но до недавнего времени перед ней стоял вопрос: что делать дальше?

Свой путь в профессии «автоинструктор» девушка начала в далёком 2009 году. В течение полутора лет она постигала преподавательские азы в одной автошколе, затем перешла в другую, где задержалась на 5,5 лет. Как обычно бывает, синдром выгорания подкрался незаметно, а рабочая рутина перестала приносить удовольствие.

«Заглядывая в будущее, я не видела себя в роли автоинструктора в 40 лет. Решила искать своё дело, - призналась Ирина. - Спустя четыре года, перепробовав многое, я поняла, что автомобили - это моё. Это лучшее, что я могу делать».

   
   

Любовь к машинам и реву моторов Ирине привил отец. Когда пришло время определяться с жизненной дорогой, он спросил у девушки: «Дочь моя, ты водитель или продавец?».

Отец привил Ирине любовь к машинам. Фото: личный архив

«Это был сложный период в моей жизни. Так получилась, что отец познакомил меня с руководителями автошколы, где сам работал, - вспоминает омичка. - Затем я наблюдала, как водит мой папа. Уже через неделю он посадил меня в водительское кресло, вместо инструктора, и говорит: «А теперь ты!» Так и закрутилось дело».

Педаль под каблуком

Наверное, каждый автомобилист не понаслышке знает, сколько сил отнимает уход за «железным конём». Заправиться, помыть стёкла, отрегулировать зеркала и множество других мелких задач.

Именно так начинается рабочий день любого инструктора. Каждое утро Ирина подъезжает к автошколе (стартуют с Диспетчерской), после чего всем инструкторам выдаётся путевой лист и карточки учёта вождения, если в группе обучающихся появился новый человек. Иногда погодные условия вносят свои коррективы в рабочий график: после дождя машины тщательно моют, после снегопада - тщательно очищают от снега и наледи. Главное правило автошколы - машина должна быть чистая и ухоженная. Как сказала девушка, её автомобиль - лицо компании, которым нельзя ударить в грязь.

«Получили документы - поехали на точку сбора. За каждым инструктором закреплена своя точка, которая может находиться в другом конце города. Рабочий день зависит от того, сколько у меня учеников в группе. Каждый приезжает к определённому времени: кто-то начинает с 7:50, другие с 8:50. На обед даётся полчаса. В среднем рабочий день длится по 10-12 часов», - сказала омичка.

По словам автоледи, к ней на обучение приходят разные люди. Некоторые специально стремятся попасть на вождение к женщине, другим это не принципиально. Бывает, что ученики скептически настроены на обучение у инструктора женского пола: «Давай посмотрим, чему ты можешь меня научить». Однако трудовой стаж Ирины свидетельствует о том, что женщинам более комфортно обучаться под руководством женщин. Помочь отточить навыки вождения можно любому, главное - знать подход и уметь разговаривать с людьми.

Патриархат под колёсами

До сих пор в нашем обществе бытует сексистский стереотип, что женщина за рулём - обезьяна с гранатой. Наша собеседница призналась, что сталкивалась с такими высказываниями в первые годы работы. Порой люди переходили все возможные границы: проезжающие автомобилисты снимали молоденького автоинструктора на камеру, высказывали непрошенные комментарии. Понимающие люди, наоборот, старались подбодрить начинающего специалиста, одобрительно показывали «классы» и желали успехов.

«Раньше в Омске женщин-инструкторов можно было по пальцам пересчитать. У людей был интерес, было много скептиков. Постоянно спрашивали: «Боже, что к чему? А если две женщины в машине - кто кого и чему может научить?», - рассказала девушка.

Что касается вождения в семейной жизни, Ирина пришла к выводу, что главный за рулём - мужчина. У него, как у главы семейства, должен быть ключ. Но если крутить «баранку» надоело или нет сил - можно передать бразды правления в руки любимой женщины. Это касается и починки автомобиля - ковыряться в двигателе, по словам героини, всё же удел мужчин.

«У женщины должно быть понимание в элементарных вещах: какой-то датчик загорелся - значит что-то не в порядке. Я об рассказываю своим ученицам, чтобы у них не было ступора в непредвиденных обстоятельствах, - сказала автомобилистка. - Всё-таки это не женское дело - возиться в мазуте или лежать под машиной. Однажды на обучении мой ученик налетел на огромную яму, пробил колесо. Только я достала домкрат, чтобы поменять запаску, как тут же меня окружили коллеги: «Ты что, давай мы сделаем!». Хоть раз в жизни хочется поменять колесо!» (смеётся).

«Ответственность на тебе»

Профессия автоинструктора - сложная стезя. Помимо ежедневного общения с большим количеством людей, приходится подстраиваться под взрослых учеников.

«Ты должна понимать, какую ответственность несёшь. Быть инструктором - это не просто сидеть рядом с учеником. Необходимо быть внимательной, обладать быстрой реакцией», - подчеркнула Ирина.

Помимо всего прочего, инструкторы обладают навыками психолога. Обучающиеся в автошколе, как маленькие дети - каждому нужен свой подход. С некоторыми можно общаться на «ты», другие приемлют только официальное обращение. Вынести можно многое, главное любить своё дело и искренне радоваться успехам других людей. А благодарности учеников и грамотные водители на дорогах - лучшая награда для любого инструктора.