В Омске да и не только люди знают Ольгу как организатора многочисленных благотворительных мероприятий, который не оставляет без внимания ни одну просьбу обратившегося к ней человека.
В интервью «АиФ в Омске» омичка рассказала, как она пришла к осознанной благотворительности, каких результатов удалось достигнуть в каждом из проектов и почему она решилась поехать на границу к детям беженцев.
Невидимые люди
Юлия Истомина, omsk.aif.ru: Ольга, когда вы начали заниматься благотворительностью?
Ольга Старых: Да я даже не знаю, с какого времени, наверное, с самого начала своей жизни. Мама от меня отказалась, родители в браке не состояли, поэтому моим воспитанием занимались бабушка с дедушкой. Они прививали мне то, что живёт во мне сейчас. Сколько я себя помню, мы всегда делали просто обычные для меня добрые дела. А потом уже я поняла, что это и была благотворительность.
- А создание благотворительной организации когда произошло?
- Дело в том, что организации-то нет. Есть просто клуб благотворителей «Дискавери»: собрались несколько человек, объединённые одной идеей, и стали делать добро. Мы хотим, конечно, оформить организацию, но пока только ведётся работа в этом направлении.
- Сначала вы помогали нуждающимся людям точечно, а уже потом всё вылилось в крупные замыслы?
- Мы уже лет 15 компанией неравнодушных людей проводили мероприятия и вместе делали различные проекты, в том числе и проект «Всегда есть выбор». В конце июня у нас состоялся уже 48-й выезд с программой по пропаганде здорового образа жизни и спорта среди подростков. Уже 48-й! Вы представляете, сколько это?
- Какие благотворительные проекты есть сейчас?
- Один из первых наших проектов - это «Добрый кролик», в 2021 году мы с ним победили на городском конкурсе «Хрустальное сердце Омска». Управляющий рестораном «Где же кролик» Диана предложила мне делать добро вместе.
Замечательный шеф-повар тётя Катя проводит для детей с ограниченными возможностями кулинарные мастер-классы. Она, как и мы все, настолько верит в них, что постоянно придумывает задания, которые идут на шаг дальше. Уже на третьем мастер-классе дети смогли взять в руки нож. После наших мастер-классов многие мамы говорят, что ребёнок начал заботиться о них и что-то делать дома. Так что этот маленький шажок в развитии детей - на самом деле колоссальный и огромный труд.
2 июля у нас состоялся очередной «Особенный экопикник». Раньше все проводили особенные пикники для семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и мы тоже так делали, но мне всё время хотелось делать проекты, которые отличаются от других, поэтому я добавила туда тему экологии.
В прошлом году мы в первый раз провели экологический пикник, и прошёл он просто на ура - люди не хотели расходиться. В итоге мероприятие, которое должно было продлиться до четырёх часов дня, завершилось только в семь вечера: как ни странно, настолько детей увлекла уборка мусора.
Несколько ребят вместе с родителями нашли какой-то овраг и, пока из этого оврага всё не вытащили, не присоединились к нам, хотя мы их звали на игру. Они сделали свой выбор в пользу уборки. То есть это настолько сознательные дети, которые понимают, что надо помогать природе, убирать мусор и потом не мусорить самим. Это такой бальзам на душу, если честно.
Сейчас у нас идёт ещё один проект, это школа блогеров для мам особенных детей «Мир моими глазами».
- А школа блогеров - это больше про развлечение или нет?
- Этот проект рождался мной в муках. Для детей мы что-то делаем, они развиваются, а их мамы - они как невидимые люди, которые просто всю жизнь посвящают своим детям, а про себя забывают. Я увидела вспышки агрессии у мам, депрессию, уход в себя.
Из-за этого, естественно, страдает ребёнок. Как говорится, счастливая мама - счастливый ребёнок. И анекдот есть такой: когда мама сидит, пьёт кофе, прибегают дети и спрашивают: «Мам, ты что делаешь?». А она в ответ: «Я делаю вам счастливую мать». И я поставила себе задачу в этом проекте сделать из них счастливых матерей. Мне было интересно, насколько это вообще можно сделать.
Девочки-участницы дают обратную связь и говорят: «Мы уже не те, что были раньше, и нам даже страшно подумать, что же могло быть дальше». Так что мы на поверхности - это школа блогеров, а проработка очень глубокая. Если позволят ресурсы, мы потом сделаем и школу блогеров для особенных детей. Но там будет больше развлечения, ярких красок и эмоций.
Спасатель 24 на 7
- Легко ли даётся реализация всех проектов?
Проект очень важен для людей: получать еду - это хорошо, но оказывать психологическую помощь старикам, особенно одиноким, общаться с ними, ещё важнее. Я сама не раз ездила к этим людям, которые не хотят тебя отпускать, ты с ними можешь полдня провести.
- Вы помогаете практически в режиме 24 на 7. Как хватает времени на всё?
- Не хватает, ни на что не хватает! У меня в голове столько проектов! Я недавно ещё два придумала. Я очень хочу, чтобы мне бог посылал таких же, как я, людей. Чем больше таких людей вокруг, тем больше возможностей подарить людям счастье.
В данный момент у меня есть напарница Ира Виноградова-Савченко. Сейчас она работает над одним очень интересным проектом из разряда социального туризма. Мы будем делать ретриты (время, которое человек посвящает духовным практикам. - Ред.), прежде всего, для мам особенных детей, многодетных матерей, просто мам - тех людей, которых нужно вернуть к себе, показать, какие они настоящие: красивые, умные, молодые, здоровые.
Часто женщина себя просто загоняет: она работает, готовит, стирает, уроки помогает делать, на её плечах кружки, секции, а сама женщина в этом где? Конечно, её нет, она себя посвятила всем, а для себя ничего не делает. Поэтому мы и решили развивать чисто женское направление.
- Часто в благотворительности сосредотачиваются на каком-то одном направлении, вы же помогаете всем: и мамам, и детям, и пенсионерам. Почему так?
- Потому что в помощи нуждаются все люди. У меня такая жизненная позиция: если человек обратился с какой-то просьбой, он не нуждается в осуждении и совете, он нуждается в помощи. Просто помоги ему, а дальше уже думай, что да как.
Так что каждый наш проект родился по какой-то причине. Всегда есть проблема, с которой мы начинаем работать. Почему мы должны решать проблемы только детей-инвалидов, когда есть их мамы, у которых не меньше проблем?
Или есть, допустим, погорельцы. У них сгорел дом, что делать? Зарплата у них только через месяц, но на неё они не смогут купить новый дом, даже одежду не смогут себе позволить. Когда ко мне обратились люди из деревни Барсуковка, где сгорело 14 домов, мы сразу решили, что берём на себя ответственность и будем им помогать. Быстро нашёлся волонтёр, которому мы просто перевели денежные средства, а он поехал и купил предметы первой необходимости. Мы были месяц назад в деревне, и сейчас пострадавшие от пожаров уже ждут выплаты. Они подготовили необходимые документы и получат хорошие компенсации.
Эмоционально тяжёлые дети
- Как вы решились на поездку к детям беженцев?
- Мысль родилась, когда мы начали проект «Счастье есть»: к нам обратились люди, которые занимались организацией питания беженцев на границе. Они хотели купить термосы, чтобы в них везти готовую еду на границу. Когда переходят границу, люди ещё почти сутки находятся в ожидании, и им нечего есть в этот момент. Ребята взяли на себя ответственность и каждый день ездили к ним с едой.
Мы с другом поехали помогать. Но когда добрались до Крыма, узнали, что беженцев сразу перевозят в центр помощи в Севастополе. В нём люди, конечно, находились со своими детьми, для которых мы и решили устроить праздник, пока мамы занимались документами. Когда мы собирались, думали, что же нам взять такое для детей, чтобы и про Омск рассказать, и эмоции подарить. Так и родился кулинарный мастер-класс, а мы прихватили с собой много-много «Омички». К нам присоединился фокусник, который своими номерами веселил детей.
На самом деле детки эмоционально очень тяжёлые были, одна девочка во время проведения мастер-класса, когда мы закрывали глаза и загадывали желания, тихонечко сказала: «Я хочу жить». От этого просто мурашки по коже, ты понимаешь, насколько эти дети другие. Но улыбки на их лицах мы, конечно, увидели.