Памяти героев Порт-Артура. Как проиграли «маленькую победоносную войну»

Александра Горбунова / АиФ

Русско-японская война 1904-1905 годов в истории России занимает особое место. В этой войне не было одержано ни одной победы: ни на суше, ни на море – это чуть ли не единственный такой случай. При этом ратный подвиг и боевая доблесть солдат, матросов, офицерства заслуживает больших почестей.

   
   

Исторический архив Омской области начал реализацию историко-документального выставочного проекта «Сибирская доблесть на сопках Маньчжурии», посвященный 115-летию окончания войны.

Драка за чужую территорию

Сначала о том, что послужило причиной для начала войны. Собственно, в середине XIX века особых претензий обе страны друг к другу не имели. Ну что такое огромная Российская империя и крохотная Япония где-то на востоке, с чуть ли не феодальным строем. В своём ещё «доцарском» путешествии в этой стране побывал Николай Романов. Цесаревич угодил в неприятную историю, быть может и затаив обиду на весь японский народ. Однако не это главное. Между Россией и Японией находится Китай, за эту территорию и начнут биться обе державы.

Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Япония после ряда экономических реформ превратилась из отсталой аграрной страны в одно из ведущих государств мира, с которым вынуждены были считаться. Бывшая самурайская страна стала капиталистической, за новые рынки сбыта она готова была сражаться со всеми. Первым под руку попался Китай, и Япония отхватит себе кусок. Впрочем, также как и Россия. Она взяла в аренду Квантунский полуостров, так появился Порт - Артур. Город стал русской военно-морской базой на Дальнем Востоке. Россия решила готовиться к войне.

Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Интересно, что на тот момент у России не было поблизости ни одной судоверфи для постройки флота. Чтобы прибыть в порт, военным кораблям нужно было обойти полмира, обогнув Африку. С сухопутными войсками было немного проще, Транссиб начал свою работу.

Кстати, ряд российских чиновников высшего звена, были не против войны. Внутренние проблемы к тому времени были колоссальными. Министром внутренних дел и шефом жандармов Вячеславом Константиновичем Плеве было сказано: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война».

Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Театр военных действий

Она началась внезапно – атакой на корабли русской эскадры, стоявших на внешнем рейде Порт-Артура. Это было в ночь с 8 на 9 февраля (с 26 на 27 января по старому стилю) 1904 года. Именно в этом бою погибнет тот самый «Варяг», из песни.

   
   

В мае японские войска высадились на Квантунский полуостров, перерезав железнодорожное сообщение. Началась осада города, про это есть книга Александра Степанова, написанная в 1930-х годах. По сей день считается едва ли не самым достоверным повествованием о Русско-японской войне. Кстати, там упоминается и Александр Колчак.

На фото будущий Верховный правитель Колчак. Служил на крейсере «Аскольд». Фото: АиФ/ Александра Горбунова

2 января 1905 года (новый стиль) гарнизон крепости был принуждён к сдаче. Остатки русской эскадры были либо потоплены осадной артиллерией японцев, либо взорваны собственными экипажами. В феврале 1905 года состоялась битва при Мукдене, в мае – Цусимское сражение. С Балтики на выручку была отправлена русская эскадра, но бой проиграла. Об этом тоже есть роман – его написал Александр Новиков-Прибой в 1941 году.

Война завершилась Портсмутским миром, подписанным 5 сентября 1905 года и зафиксировавшая уступку Россией Японии южной части Сахалина и своих арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу.

Порт-Артурская икона Божией Матери. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

«Подписал договор председатель Комитета министров Сергей Юльевич Витте, - рассказывает кандидат исторических наук, главный архивист Исторического архива Омской области Максим Стельмак. - Его потом в порицание негласно будут называть Полусахалинским».

Опыт не впрок

Про итоги стали говорить с сожалением. Многие солдаты и офицеры проявляли стойкость и храбрость, но военная машина оказалась не готова к войне.

Фото: АиФ/ Александра Горбунова

«Так фельдмаршал Милютин писал: «Армия, славившаяся своей стойкостью, отступала последовательно с одной укрепленной позиции на другую, конечно, с огромным уроном и небывалым числом пленных», -  цитирует Максим Стельмак. - Однако в целом в России в повестке это имело третьестепенное значение. Историк Александр Шубин комментировал, что победа в Маньчжурии никак бы не помогла рабочим в стенах и крыше заводов заделать дырки, и вряд ли способствовала улучшению жизни. Главный урок – нужно заранее готовиться к войне, а своего противника оценивать адекватно».

За флот военное ведомство взялось, в этом участвовал будущий адмирал Колчак. Правда, к началу Первой мировой войны всё же не успели. Боевой опыт сухопутных действий применили лишь однажды.

Фото: АиФ/ Александра Горбунова

«Генерал Деникин в своей автобиографии писал об этом, - Максим Стельмак указал на цитату, - «В 1911 году по инициативе военного министра Сухомлинова была организована в Зимнем дворце военная игра с участием вызванных для этой цели командующих войсками округов — будущих командующих армиями. Игра должна была вестись в присутствии государя, который лично принимал участие в составлении первоначальных директив, в качестве будущего Верховного главнокомандующего. В залах дворца все было приготовлено для ведения игры. Но за час до назначенного срока главнокомандующий войсками Петербургского военного округа, великий князь Николай Николаевич добился у государя ее отмены… Сухомлинов, поставленный в неловкое положение, подал в отставку, которая не была принята. Только в 1914 году, перед самой войной, в Киеве главному управлению Генерального штаба удалось провести военную игру, старшими участниками которой были будущий главнокомандующий и командующие армиями на Австрийском фронте».

Первая мемориализация и молчание потомков

«Забытые войны» сегодня стали одной из характерных черт массового сознания, - отмечает кандидат исторических наук, главный архивист Исторического архива Омской области, доцент ОмГТУ Дмитрий Петин. - В 2014 году мы много говорили о «незнаменитой» Первой мировой. Русско-японская война 1904-1905 годов, увы, пополняет этот список: представлений о ней у наших современников весьма немного. Историки-архивисты традиционно стоят на страже исторической памяти. Открывшая выставка – это хороший повод «устранить лакуну» в знаниях о прошлом, вспомнив достойных сынов Отечества, среди которых было немало наших земляков. Отсюда появилось и название выставки. Размещение экспозиции в стенах бывшего особняка Батюшкиных, ныне Центра изучения истории Гражданской войны – также намеренный шаг. В течение года с этим домом была связана жизнь и деятельность Александра Васильевича Колчака – одного из участников обороны Порт-Артура, не раз отмеченного орденами за участие в Русско-японской войне».

Фото: Commons.wikimedia.org

Омск в то время был административным центром Омского военного округа и Сибирского казачьего войска, чьи силы были мобилизованы для войны, подготовку командного состава вели в кадетском корпусе. Кстати, воспитанники Сибирского (Омского) кадетского корпуса рвались на фронт так же, как и их наставники. Любопытны прошения низших чинов о том, что они желают пойти воевать. Есть коллективное прошение некоего Карпа Годунина и ещё восьмерых его сослуживцев о переводе их в действующую армию.

В экспозицию архивисты ввели и личные истории участников Русско-японской войны. Две хрестоматийные личности – Лавр Корнилов и Дмитрий Карбышев, и две малоизвестные – Аполлон Подкорытов и Александр Беклемишев. Все они связаны с Сибирским (Омским) кадетским корпусом Каждому из них сотрудники архива ранее посвятили свои научные работы.

Лавр Корнилов

Корнилов принял участие в Русско-японской войне, проявив себя отважным и талантливым военачальником. В районе селения Вазые подполковник Корнилов повел солдат в штыковую атаку и смог вывести бригаду из японского окружения. За проявленную в боях под Мукденом храбрость офицер получил орден Святого Георгия 4-й степени и был произведен в полковники.

Корнилов. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Дмитрий Карбышев

Был родом из сибирских казаков. Как и многие казаки, он принимал участие в Русско-японской войне. За всю кампанию ранен и контужен не был, награждён пятью боевыми орденами. Об этом в биографии легендарного военачальника стараются не упоминать. В советской историографии эту войну воспринимали как войну за империалистические интересы и несправедливую и для России, и для Японии. И ещё – советский герой не мог служить царю. 

Карбышев. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Александр Беклемишев

Артиллерист, впоследствии генерал-майор армии Колчака и военспец РККА, участвовал в Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войнах, прослужил в четырех армиях – в том числе, дважды в Красной и в Белой, сумел пройти через фильтрацию контрразведок и допросов в органах ВЧК–ОГПУ и при этом остаться в живых. Батарея подполковника Беклемишева получила монаршую благодарность и была пожалована знаком отличия на головные уборы с надписью: «За отличие в войну с Японией в 1904 и 1905 гг.», а сам командир подразделения под Мукденом и Шахе получил за полгода три ордена.

Беклемишев. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Аполлон Подкорытов

Одним из первых известных спортсменов Прииртышья был преподаватель Омского кадетского корпуса. Мало кто знает, но этот человек был рекомендован для участия в Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 году. На игры он не попал, но свой след в истории российского спорта оставил. Подкорытов – автор книг по закаливанию и развитию массового спорта. 

Подкорытов. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

«Примечательно, что уже вскоре после окончания войны в Омске появились первые «места памяти». В Воскресенском военном соборе появились доски с именами павших и без вести пропавших воинов. На берегу Оми, в самом центре города появилась Серафимо-Алексеевская часовня, которая служила в деле сбора средств для помощи семьям погибших, а также инвалидам войны. В 1910-е годы на окраине Омска возник поселок Порт-Артур (сегодня часть Ленинского административного округа), получивший название по той причине, что в числе его жителей были участники Русско-японской войны», -  подчеркнул Дмитрий Петин.