Ожидания оправданы. Митрополит Дионисий знакомится с жизнью Омского региона

Новый владыка Омской епархии планирует строить храмы и привлекать в них молодёжь. © / Омская Епархия

Архиерей Омской епархии, назначенный на новую должность чуть более месяца назад, активно знакомится с жизнью региона. Многие СМИ уже называют его медийной личностью. Митрополита Дионисия можно встретить не только в храмах, но и на светских мероприятиях.

   
   

В интервью omsk.aif.ru владыка поделился первыми впечатлениями об Омске и планами на ближайшее время. А также рассказал, зачем Церкви нужны примерные размеры пожертвований на совершение треб, почему не стоит спешить переводить молитвы с церковнославянского на современный русский язык и нужно ли священнику вести свой блог.

Удовольствие от познания

Ирина Аксёнова, omsk.aif.ru: Ваше Высокопреосвященство, с каким настроем вы приняли назначение? Не было сомнений при переезде из столицы в Сибирь?

Митрополит Омский и Таврический Дионисий: Для любого архиерея перемещение с одного места служения на другое – это время от времени случающееся по воле Божьей событие. Поэтому это известие я принял с оптимизмом. Господь всегда направляет тебя туда, где будет и тебе полезно, и ты максимум пользы сможешь принести другим людям. Все позитивные ожидания от города, духовенства, паствы, вообще от жителей Омского Прииртышья полностью оправдались.
Всех желающих познакомиться митрополит Дионисий приглашает на проводимые им богослужения. Фото: Омская Епархия

- Доводилось ли бывать здесь раньше?

- Нет. Об Омске знал очень мало, только из курса школьной географии, иногда слышал об Омской епархии в связи со своими церковными послушаниями, поэтому для меня процесс познания города, его красот, святынь, добрых дел продолжается. Это доставляет мне особое удовольствие в нынешний период моей жизни, потому что, когда ожидаешь чего-то хорошего и оно оправдывается, это здорово.

Жизнь как на ладони

 - Вас уже называют в СМИ публичным человеком, который активно интересуется жизнью области…

   
   

- Публичный человек вынужден постоянно быть на виду, как на витрине. Его видят со всех сторон, потому что деятельность имеет открытый характер в связи с её содержанием. Поэтому любой архиерей, каким бы характером он не обладал, будет публичной персоной.

Я бы, пожалуй, согласился, что я и медийный человек, но у меня при этом нет главного нынешнего признака медийности – своего телеграм-канала, страниц в соцсетях. Я не привык делиться подробностями своей жизни, открывать страницы личного дневника на общественных площадках.

С другой стороны, как и у любого архиерея, личная жизнь у меня отсутствует. Поэтому тех, кто желает познакомиться поближе, приглашаю на богослужения; также информацию обо мне можно найти на наших епархиальных медиаресурсах, никогда не отказываюсь и от личного общения с кем бы то ни было.

- Вы что-нибудь поменяли в работе епархиальных медиаресурсов? У вас же есть опыт такой деятельности - раньше вы вели свою рубрику на​ одном из​ телеканалов…

- В ближайшее время я не планирую ничего менять. В церкви есть принцип: если в епархии существуют традиции церковного делания, в соответствии с которым другие люди долгое время работали, никогда не начинай сразу что-то менять, сначала присмотрись. Как правило, подробное ознакомление с епархиальной или приходской жизнью занимает около года, после чего уже может быть составлена какая-то собственная программа.

Омская епархия находится в оптимальном состоянии как в смысле управления, так и наличия добрых, инициативных, компетентных пастырей, поэтому здесь нет нужды принимать какие-то срочные реанимационные меры, здесь всё в порядке.

По мнению владыки, священник должен быть открытым к общению с людьми. Фото: Омская Епархия

Моя задача на ближайший год - внимательно посмотреть, что здесь происходит, и постараться выстроить свою работу так, чтобы она не повредила тому доброму, что было предпринято моими предшественниками.

Храмов много не бывает

 - На ваш взгляд, в Омской области достаточное количество храмов?

- Их много, но, безусловно, недостаточно для миллионного Омска. Ещё при моём предшественнике митрополите Владимире начался процесс работы с местным градоначальством относительно выделения участков земли для строительства храмов, особенно в районах новостроек. Это совершенно естественный процесс – возведение новых жилых комплексов с учётом обязательной социальной инфраструктуры, частью которой является и православный храм.

Омская епархия находится в оптимальном состоянии как в смысле управления, так и наличия компетентных пастырей, поэтому нет нужды принимать какие-то срочные реанимационные меры.
. .

Поэтому моя задача - продолжить это дело, максимально способствовать тому, чтобы при закладке новых микрорайонов обязательно выделялись участки под строительство храмов, определять инициативных настоятелей, которые бы могли вместе с прихожанами этот храм построить. Практика показывает, что как только храм устраивается, в нём сразу же собираются прихожане, причём не перешедшие из других храмов, а новые. Это сравнимо с ямкой на берегу большой реки или моря: копнёшь песок, и она сразу водой заполняется, так и здесь.

- Как, по Вашему мнению, можно привлечь молодёжь в храм?

- Самый простой и действенный способ – это общение священника с молодёжью. Большую роль в этом играет его настрой. Он должен быть готов контактировать с молодёжью, а с нею общаться не всегда просто. Молодые люди тонко чувствуют лицемерие, формализм, говорят правду в глаза. Взрослому человеку это может быть неприятно, но это всегда невероятно полезно для самого взрослого.

Общение с молодёжью способно отрезвить, указать на какие-то ошибки. Поэтому не стоит концентрироваться только на проведении мероприятий с участием молодежи, и для молодежи, а просто быть открытым человеком, готовым заинтересованно вести с ней общение, имея мужество не уклоняться от ответов на сложные вопросы.

 Не изменяя традициям

 - Почему в Русской Церкви молятся на церковнославянском языке? Многим современным прихожанам он непонятен. Нельзя ли перевести богослужебные тексты на современный язык?

 - Если бы в одночасье всё богослужение было переведено на современный русский язык, то, во-первых, для людей нецерковных или малоцерковных оно совершенно точно понятнее бы не стало, потому что вопросы понимания здесь лежат не в языковом смысле, а в смысле знаний о сути содержания своей веры. А, во-вторых, люди, имеющие опыт молитвы в храме и дома этому бы не обрадовались, потому что современная русская речь и церковнославянский язык – это один и тот же язык, просто с двумя разными уровнями и стилями.

Митрополит Дионисий посещает и светские мероприятия. Фото: Омская Епархия

Церковнославянский язык – благородная речь, правильная, точная, возвышенная, потрясающе богатая, сохранившая все те положительные стороны русского языка, о которых мы слышим на уроках литературы, а современный русский язык – это зачастую очень упрощённая речь с массой разных иностранных слов-заимствований, которые могли бы быть вполне заменены русскими аналогами. Поэтому на современном варианте «русской речи» бывает, что и общаться-то не слишком хочется.

 - Неоднозначное мнение вызывают «прейскуранты» на церковные обряды. Как вы относитесь к этому?

​ - Это не прейскуранты, это указание на приблизительный размер пожертвований - не больше, и не меньше. Приход живёт за счёт пожертвований прихожан: это и свет, и отопление, и ремонт, и социальная работа, и ещё масса всего. Поинтересуйтесь у любого батюшки - если прихожане пришли, поставили свечи, написали записки- значит, можно и коммуналку оплатить, и хору выплатить жалование.

В древности прихожане отделяли десятину от всех своих доходов и плодов труда. Сейчас другой обычай - оставить гораздо меньшую десятины жертву при посещении храма. Это, в некотором роде, наследие советского периода, тогда подобные, как вы их назвали, «ценники» действительно были прейскурантами, которые требовало иметь государство.

Приблизительные размеры пожертвований до сих пор в храмах сохраняются, но это делается для удобства прихожан. Малоцерковному человеку сложно сориентироваться в церковном пространстве вообще, а если перед ним стоит задача какое-то пожертвование оставить, то реакция может доходить до того, что всё что есть в карманах он выложит. Поэтому нужно всегда помнить, что это просто образец для удобства.

Если у тебя нет средств, чтобы пожертвовать именно столько, ты можешь внести возможную для тебя сумму. Мы не стараемся отрегулировать эту сферу с помощью императивных указаний, оставляя это на благоусмотрение конкретного прихода, и в конечном итоге, на добрую волю самих прихожан.

- В интернете есть услуга - поставить свечу в виртуальной церкви …

- Это не может быть православным сайтом, это мошенничество. Лучше всего со своими нуждами, просьбами, проблемами идти в храм Божий, и там все наболевшие вопросы разрешить лично со священником в исповеди, в беседах, и свечу поставить самому. Покой - в молитвах и чтении

- Как вы настроены взаимодействовать с местными властями?

- Святейший Патриарх и Президент страны подают нам пример, как правильно выстраивать отношения между светской и церковной властью. Это гармоничные отношения, направленные к взаимовыгодному сотрудничеству на благо Отечества.

- Ваш рабочий график расписан по часам, а как отдыхает владыка?

- Пока после московского периода своей жизни я отдыхать никак не могу привыкнуть, возможно, приобрету этот опыт на омской земле (улыбается). Поэтому спросите меня через год, и я поделюсь с вами этим опытом. Самое главное для меня утешение – это богослужение. Оставаясь один на один перед Богом, я отдыхаю.

 - То есть и работа, и отдых для вас - это богослужение?

- Богослужение – это не работа, это жизнь, это то, что даёт силы, смысл, силу, невероятную радость, а работа – это общение с людьми вне богослужения: исповеди, беседы, решение каких-то духовных и материальных проблем, работа с молодёжью и со стариками, с представителями власти и с нуждающимися.

Владыка планирует продолжит добрые начинания своего предшественника митрополита на покое Владимира. Фото: Из личного архива/ Владимир Казионов

- Какой вид искусства вам ближе?

- Для меня самое любимое времяпрепровождение – это чтение духовной и светской литературы, русской и зарубежной. Из духовной литературы любимые авторы – это святитель Феофан Затворник, святитель Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы. Из русской классики – Достоевский, ранний Толстой, Лесков, Салтыков-Щедрин. Из зарубежных – Льюис и Честертон, Диккенс, Конан Дойл, Дюма, Жюль Верн.

- Вы уже успели побывать в нашей областной библиотеке имени Пушкина?

- Пока нет. У меня своя библиотека довольно большая, я её привёз с собой, но при этом визит в областную библиотеку – это один из ожидаемых мною позитивных моментов, потому что среди книг я чувствую себя очень спокойно и радостно.

ДОСЬЕ
Митрополит Дионисий (в миру Пётр Николаевич Порубай). Родился 01.10.1075 г. в Рязани. В 1997 г. с отличием окончил Рязанский педагогический университет по специальности «учитель истории и английского языка». В 2000 г. принял монашество. В 2001 г. окончил с отличием Рязанское духовное училище, в 2009 г. - Московскую духовную академию. 11.10.2023 г. назначен митрополитом Омским и Таврическим, главой Омской митрополии.