Отдельные знаки и особый статус. Что изменилось в ПДД для электросамокатов?

Совсем скоро в Омске начнётся новый сезон электросамокатов. © / Ирина Малина / АиФ

1 марта 2023 года вступили в силу поправки в Правила дорожного движения. И в них нашлось место электросамокатам.

   
   

Больше не пешеходы

В октябре прошлого года, когда Омск окончательно сковали холода, сервис аренды электросамокатов Whoosh завершил сезон работы. Оператор кикшеринга пообещал вернуться весной. Первые желтые электросамокаты уже выглядывают из-за грязных сугробов. Кстати, в этом году мэрия согласовала с Whoosh места платного размещения электросамокатов в полном объёме.

Пока за окном тает снег, всем любителям электрических самокатов стоит ознакомиться с поправками в ПДД. Ещё совсем недавно электросамокаты не подходили под определение транспортных средств, а пользователи микромобильного транспорта относились к пешеходам. Это означало, что электросамокаты имели право перемещаться по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам.

С 1 марта правила игры изменились - у средств индивидуальной мобильности (СИМ) появилось своё определение, исключающее вольное толкование. Согласно ПДД пункт 1.2, электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи и моноколёса признаны транспортными средствами, предназначенными для индивидуального передвижения (любителям парного катания придётся раскошелиться).

Кроме того, владельцам или арендаторам электросамокатов запрещено разгоняться более 25 км/ч. На СИМ рекомендовано передвигать по велосипедным дорожкам, но во многих городах, в том числе в Омске, нет развитой велосипедной инфраструктуры. Что в таком случае делать электросамокатчикам?

Электросамокатчики больше не пешеходы. Фото: АиФ/ Алексей Блахнов

Первым делом необходимо взвесить своё транспортное средство: самокат до 35 кг должен двигаться по тротуару. Если нет пешеходной зоны, можно ехать по обочине, на крайний случай - по правому краю дороги. Если электросамокат весит больше 35 кг, ему запрещено появляться на пешеходных зонах. Но кто будет взвешивать транспортные средства, вопрос открытый.

Дети с 7 до 14 лет могут ездить на электросамокатах по пешеходным и велосипедным дорожкам, тротуарам и в пределах пешеходных зон. Кататься можно и детям младше 7 лет, но только в сопровождении взрослых.

   
   

А ещё в ПДД появился новый знак 3.35 - «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено». В зоне действия такого знака человеку на СИМ придётся спешиться.

Погони на двухколёсном

В прошлом году директор департамента транспорта администрации Омска Вадим Кормилец рассказал о планах мэрии выделить отдельную полосу движения для микромобильного транспорта. Но, как мы видим, в ближайшее время отделить пешеходов от тех, кто управляет СИМ, не получится. Вот и придётся дальше электросамокатчикам толкаться среди людского потока, но с преимуществом движения пешеходов.

К сожалению, всегда найдутся люди, пренебрегающие ПДД. Некоторым даже закон не писан. С такими наглецами должна бороться Госавтоинспекция.

Кто будет следить за скоростным режимом электросамокатов? Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Однако глава научного Центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин заявил, что полиция не будет гоняться за электросамокатчиками по паркам и тротуарам, чтобы измерить их скорость. По его словам, владельцы СИМ должны сами заботиться о своей безопасности. Полиция будет вмешиваться в том случае, если человек на электросамокате создаёт угрозу дорожному движению.

«На сегодняшний день контроль за скоростью движения транспортных средств осуществляется с использованием автоматических комплексов фиксации, которые позволяют зафиксировать нарушение и идентифицировать транспортное средство только при наличии государственного регистрационного знака. На самокатах их нет», - пояснила начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Омской области Наталья Бобылева.

На закон полагайся, сам не плошай

С появлением в Омске сервиса кикшеринга участились несчастные случаи и аварии с двухколёсным транспортом. По данным регионального УМВД, в 2022 году поступило 108 сообщений о получении телесных повреждений при управлении электросамокатов. Сколько омичей получили травмы, но не обратились в травмпункты, неизвестно.

В обзоре о дорожно-транспортной аварийности в РФ сообщается, что за 9 месяцев 2022 года произошло 838 ДТП с участием СИМ, в которых погибли 19 человек и 870 получили ранения. Почти три четверти ДТП с электросамокатами зарегистрированы как наезд на пешехода (74%), столкновения - 17%, другие виды ДТП - 8,5%.

Пока не ясно, как будут работать поправки в ПДД и кто будет контролировать скорость движения электросамокатов и гироскутеров. Но хочется надеяться, что после череды происшествий с СИМ омичи станут более ответственными и начнут с уважением относиться к остальным участникам дорожного движения.