Оседлал бизнес и хобби. Омич Александр Лисович нашёл своё призвание

Лошадки Александра Лисовича всегда на лидирующих позициях. © / Александр Лисович / Из личного архивa

Согласно народному поверью, лошадиная подкова, прибитая над дверью дома, гарантирует удачу его хозяевам. Это суеверие пришло с Древнего Египта. В те времена лошади фараонов носили золотые подковы, которые нередко теряли на дорогах, а счастливчики их нашедшие, в этот момент, действительно, ловили удачу за хвост – не каждый день богатство буквально падает к ногам.

   
   

В современном мире присказку про набойки переделали на новый лад – чтобы подковы приносили успех, их надо прибить к копытам и пахать, пахать, пахать... Такого мнения придерживается и Александр Лисович – фермер из Оконешниковского района, знающий толк и в работе, и в лошадях. Корреспонденту omsk.aif.ru он рассказал о любви к животным, о том, как пришёл в конный спорт и остался на плаву дорогостоящего увлечения.

Александр Лисович в седле с детства. Фото: Из личного архивa/ Александр Лисович

Увлёкся не по-детски

Александр с детства усвоил правило - без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Перед глазами пример отца Лисовича-старшего – успешного в Омской области фермера, занимающегося растениеводством. Сын хоть и продолжил семейную династию: связал свою жизнь с сельским хозяйством, но направление выбрал собственное, пошёл по пути животноводства, успешно занимается разведением герефордов. Пару лет назад получил грант на развитие собственного дела.

Но речь сейчас не об этом, вернёмся к копытам, а точнее их обладателям – умным, грациозным, красивым с пушистыми шевелюрами животным – лошадям. Отношение людей к ним разное. У меня они вызывают двоякое чувство – завораживает утончённость линий, плавность движений, величественность, и в то же время пугают их мощь и скорость. За свои годы так ни разу и не решилась проехаться в седле, даже под присмотром инструктора. А вот Александр с этой задачей справился в детсадовском возрасте, самостоятельно же оседлал кобылу в 10 лет, причём свою собственную. Кукла, так звали лошадь, открыла первую страницу в истории разведения лошадей – деле, которым Лисович увлёкся не на шутку.

Разногривые лошадки на выпасе. Фото: Из личного архивa/ Александр Лисович

«Кобылу мне подарил отец, ей, кстати, тоже было 10 лет. Специально подбирали животное со спокойным нравом, чтобы я мог осваивать верховую езду. Интересный факт: у прежних хозяев кобыла ни разу не жеребилась, а нам сразу принесла приплод, и с тех пор жеребята от неё появлялись каждый год. Много Куклиных потомков и сегодня в табуне. А участь её самой, к сожалению, неизвестна. Я учился на первом курсе в городе, когда её украли, так и не нашли», - с грустью в голосе рассказывает Александр.

Элиту тянут тяжеловозы

Поголовье табуна из года в год увеличивалось. Мест в сараях, где содержались животные, стало не хватать. К тому же, наряду с местными лошадками, видавшими только поля для выпаса да собственный двор, всё чаще стали появляться «чужеземцы» - животные из конного спорта, которым увлёкся молодой хозяин.

В числе первых спортивных лошадей на конюшне появились подопечные Омского конезавода – жеребец с грозной кличкой Идейный враг и кобыла, с также говорящим за себя именем Тусовка. По классу они уступали современным представителям ипподрома, но в то время считались лучшими. В 2007 году появился и представитель элиты - жеребец Чиф, привезённый с Локотского конного завода. Такие постояльцы требовали более комфортных условий проживания.

   
   
Конный ипподром "Восток" - один из лучших в Омской области. Фото: Из личного архивa/ Александр Лисович

Тогда Александр и решил построить для четвероногих друзей с гривами и копытами новое жильё. Эта конюшня работает и сегодня, хоть рядом уже красуется возведённый в 2014 году ипподром «Восток», соответствующий всем стандартам, один из лучших в Омской области. В элитном жилье размещаются 30 спортивных лошадей – орловской, американской и русской рысистой пород, в более бюджетном – 50 советских и русских тяжеловозов.

«Тяжеловозы приносят большую прибыль чем спортивные лошади. Поэтому можно сказать, что разведение лошадей мясных пород и тяжеловозов в какой-то мере бизнес, доход от которого идёт на увлечение – конный спорт. Как говорится, рабочие лошади «везут» на себе элитных, работают на них.  На спортивных лошадях заработка не сделаешь, тем более при нашем суровом сибирском климате. Поэтому и занимаются конным спортом немногие, только те, кто влюблён в это дело. Одна только беговая сбруя стоит около ста тысяч рублей, качалка (лёгкая тележка, в которой сидит наездник) – около полумиллиона. И это малая часть затрат», - говорит конник.

На манеже всё те же

В конном спорте, как и в любом другом, тренировки проходят ежедневно. Интенсивность физических нагрузок чередуется. Сегодня лошадь занимается на леваде – огороженной площадке под открытым небом с травяным покрытием, завтра - на рабочей дорожке. У каждого четвероного спортсмена свой характер, отсюда выстраиваются и методы тренировок. В окружении спортивной лошадки целая свита – тренер, наездник и его помощник, конюх, сторож. От совместной слаженной работы зависит общий результат.

Победа в соревнованиях на приз, посвящённый коллективу племенного конезавода "Омский". Фото: Из личного архивa/ Александр Лисович

«По характеру, как и люди, лошади все разные. К каждой нужен индивидуальный подход. Какая-то вспыльчивая, капризная, другая наоборот спокойная, покладистая. Нрав животного закладывается с детства и во многом зависит от человека, который с ним занимается. Если хозяин будет обижать, соответственно лошадь не будет доверять ни ему, ни другим людям. К ним надо относиться с душой, любить», - рассказывает Александр.

Советский тяжеловоз Факир. Фото: Из личного архивa/ Александр Лисович

Хозяин ипподрома признаётся, что ко всем подопечным относится одинаково, будь то тяжеловоз или элитный скакун. Любимчиков нет, как говорится, мы в ответе за всех, кого приручили. Лошади в свою очередь чувствуют доброе отношение и отвечают взаимностью, радуют спортивными результатами. Доказательство тому – победы в конных соревнованиях.

Участие в выездных конных соревнованиях (г. Новосибирск). Фото: Из личного архивa/ Александр Лисович

На протяжении лета Александр Лисович практически еженедельно вывозит своих воспитанников на конные бега. И всегда возвращаются с трофеями. В июле они стали призёрами «Большого Сибирского круга», за кубки состязаний боролись 25 наездников из Омской, Тюменской, Новосибирской областей, Хакасии и Казахстана.

«В этом заезде участвовали четыре наших лошади. Паломник выиграл приз под седлом, на соревновательном круге за кубок губернатора плей-офф пришёл вторым. Две лошади Адажио Ч и Жнец пришли третьими в заездах на приз Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Адажио также завоевал награду от Законодательного Собрания региона. Все выступили отлично. Следующая поездка запланирована на 6 августа в Барнаул, готовимся тем же составом», - делится планами владелец ипподрома «Восток» Александр Лисович.

Такая лошадка нужна самому!

Александр отмечает, что постоянных фаворитов соревнований не бывает. Чемпионы меняются из года в год. Предугадать на кого поставить, заранее будучи убеждённым, что именно эта лошадь принесёт победу невозможно. Однако есть и такие, кто стабильно входят в тройку лидеров. Десятилетний американский жеребец Паломник, можно сказать, ветеран конного спорта, в этом сезоне бежал уже в седьмой раз и все его забеги беспроигрышные. И потомки породистого рысака пошли в отца - энергичные, активные лошади неоднократно получали титул чемпиона.

Приз памяти директоров племенного конного завода "Омский" в руках Лисовича. Фото: Из личного архивa/ Александр Лисович

А вот кобылы в отличие от жеребцов до «пенсионного» возраста в спорте не задерживаются. Спортивная карьера лошади длится примерно пять-семь лет, после чего её переводят в матки.

Интерес к успешным лошадкам Александра Лисовича проявляют многие. Бывали случаи, когда другие конники предлагали за определённую особь огромные деньги. Понятно, что элитные породы коней стоят в разы дороже своих «железных» сородичей – автомобилей. Но земляк на это лишь отшучивается: «Лошадь свою не продам никому – такая скотина нужна самому!».

Сын Лев уже сегодня интересуется занятием отца. Фото: Из личного архивa/ Александр Лисович

Мечта конника – купить элитного зарубежного жеребца, но в связи с западными санкциями, планы пришлось отложить, цены подскочили и оказались не по карману. Поэтому, Лисович задумался об импортозамещении. Рассматривает вариант покупки чистокровного верхового молодого жеребца, которого планирует вывести на конные состязания уже в следующем году.