В конце сентября 2023 года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев принял у себя в резиденции генерального директора «Уральских авиалиний» Сергея Скуратова и экипажи, посадившие самолёты на пшеничном и кукурузном полях.
Корреспондент omsk.aif.ru решил узнать мнения по поводу посадки самолёта в поле.
Благодарность бортпроводникам
«Я хотел бы поблагодарить вас за выдержку и самообладание. Самое главное – все остались живы. Я сам очень часто летаю «Уральскими авиалиниями», вижу и знаю вашу работу. Вы большие молодцы», – обратился с речью губернатор Куйвашев к экипажам Сергея Белова и Дамира Юсупова.
Генеральный директор авиакомпании Сергей Скуратов пояснил, что в настоящее время специальная комиссия продолжает разбираться в произошедшем. Скуратов отметил работу кабинного экипажа: бортпроводники руководствовались регламентом. Они успокоили людей, подготовили и чётко провели эвакуацию.
Авиакомпания продолжает получать благодарственные обращения пассажиров.
Евгений Куйвашев поинтересовался у старшего бортпроводника Дарьи Глушковой, как сильно она испугалась. Девушка ответила, что на испуг у неё не было времени.
На грунт нельзя, а в поле можно?
Также в конце сентября появилась информация, что ошибочные действия пилотов названы причиной экстренной посадки самолета авиакомпании «Уральские авиалинии», летевшего из Сочи в Омск.
По информации источника, капитан воздушного судна и второй пилот не учли, что они летят с выпущенными шасси и из-за этого у пассажирского самолета Airbus A320 быстро заканчивается топливо, что и послужило причиной посадки в поле.
Росавиация назвала аварийную посадку инцидентом и потребовала от руководства авиакомпаний обязать пилотов правильно рассчитывать остаток топлива и только после этого принимать решение лететь на запасной аэродром.
Опытнейший бортмеханик воздушного судна, преподаватель Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского Сергей Мельников отметил, что экипаж предпринимает действия на основании Руководства лётной эксплуатации. И здесь важно, что как только стало понятно, что на воздушном судне есть неисправность – самолёт должен сесть в ближайшем аэродроме – таковы правила!
«Рейс Сочи-Омск долетел до пункта назначения, обнаружилась неисправность – зачем куда-то лететь дальше? За одной поломкой может последовать вторая… А нужно ещё лететь, долететь. А за спиной 161 пассажир. К чему такие риски? – рассуждает бортмеханик. - Моё однозначное мнение – налицо неправильное принятие решения командиром.
Омский аэропорт им. Д.М. Карбышева - это 2,5 км асфальтобетонной полосы и 2,8 км грунтовой, есть в Омске и военный аэродром Омск-Северный – 3 км полосы из бетона. Куда ещё лететь… Да, аирбасы не должны садится на грунт, но посадка-то вынужденная. Они и в поле не должны», - отмечает Мельников.
Есть что-то большее, чем неправильный расчёт
На вопрос корреспондента «АиФ в Омске» о топливе, преподаватель лётного колледжа ответил, что самолёт не заправляют, как автомобиль до полного бака. Всё зависит от необходимого топлива для полёта.
В случае рейса Сочи-Омск, совершившего экстренную посадку в поле под Новосибирском, по мнению лётчика Мельникова, можно говорить о том, что капитан воздушного судна при расчёте остатка топлива руководствовался идеальными условиями полёта. А полёт таковым не был!
Капитан воздушного корабля должен учитывать все имеющиеся в данное время условия, нюансы, а не выполнять расчёты по идеальному сценарию.
Есть и ещё одно очень интересное мнение. Пилоты рейса Сочи-Омск могли принять решение лететь до Новосибирска, так как там лучше техническая база, т.е. самолёт быстрее починят – меньше задержка (простой) – быстрее домой…
«Сейчас у пилотов иное отношение к работе. Раньше любую внештатную ситуацию на борту, где бы она не происходила, в какой части страны или мира – обязательно разбирали, проговаривали и устраивали обучение, чтобы пилоты были готовы справиться с любым (по крайней мере максимальным) количеством ЧП во время полёта. Теперь для этого нужны предписания. В любом случае, в прошлые и нынешние времена – пилот должен помнить о пассажирах на борту, а не принимать решения в угоду самому себе или авиакомпании», - заключил Сергей Мельников.
Всё равно останутся героями!
Корреспондент omsk.aif.ru поинтересовался и у пассажиров рейса Сочи-Омск о том, что думают они о возможной ошибке пилотов. Алёна, пережившая страх жёсткой посадки самолёта в поле с двумя детьми, ответила: «Пилоты для меня и моих детей в любом случае герои! Как бы там и чего не было! Пусть и с ошибками. И уверена, что со мной согласится большинство пассажиров нашего рейса!»
Чуть более двух недель прошло с момента экстренной посадки самолёта, на борту которого находилась Алёна с дочками. За это время корреспондент «АиФ» в Омске несколько раз общался с женщиной. И только сегодня её голос был весёлым и жизнерадостным.
Поначалу семья отходила от шока, а потом были проблемы со сном у младшей дочери – как следствие полёта с жутким приземлением: не спала, кричала и плакала. Получив компенсацию в 100 тыс. рублей на каждого члена семьи, Алёна даже не размышляла о том, куда бы их потратить. Не было настроения и беспокоило состояние дочери.
Сегодня у 5-летней Евы всё хорошо: она крепко спит и не вспоминает о страшном полёте. Алёна же с энтузиазмом поделилась планами – она записалась в автошколу, чтобы пройти обучение и получить права. А после – купить автомобиль. Разумеется, на всё денег не хватит, но муж обещал добавить.
На каком виде транспорта в следующий раз семья Алёны отправится в отпуск, они пока не решили. Однако теперь не исключают автопутешествия.
Напомним, самолет «Уральских авиалиний», летевший из Сочи в Омск, экстренно приземлился в пшеничном поле под Новосибирском утром 12 сентября из-за отказа гидравлики. На борту находился 161 человек, из них 23 пассажира - дети.