12 января 1936 года - день создания добровольного спортивного общества «Локомотив». В газете «Красный спорт» писали: «…на железнодорожном транспорте создаётся единое добровольное спортивное общество железнодорожников, целью которого является повседневная работа по оздоровлению железнодорожников и их семей».
Спортсмены железной дороги
За Уралом общество называлось «Локомотив Востока» и входило в качестве подразделения во Всероссийское. Первым председателем ДСО, которое в Омске объединило спортсменов завода ПВРЗ имени Рудзутака и Омской железной дороги, был избран Александр Татаринцев.
Однако ещё до 1936 года на территории Атаманского хутора (посёлок при станции Омск) сформировалась команда железнодорожников «Ласточка». Факт проведения первого футбольного матча между командами учащихся, рабочих железнодорожных мастерских на станции Омск и приезжих молодых геологов (Петербург) зафиксирован ещё в 1906 году.
Кроме того, ещё до революции одним из организаторов спорта в Омске среди железнодорожников был князь Александр Трубецкой, потомок декабриста. В начале XX века он жил в Омске и работал архитектором - художником на Омской железной дороге. В дореволюционной прессе сохранилось немало публикаций об его участии и победах в лыжных и конькобежных соревнованиях.
И в 1920-е годы на цирковых аренах города проводились турниры по борьбе. Звездой среди омских борцов выступал Иван Кляйн - ученик Ивана Поддубного. Он после переезда в Сибирь несколько лет проработал в Главных железнодорожных мастерских на станции Омск.
Омский «Локомотив»
А 23 июля 1924 года недалеко от привокзальной площади Ленинск-Омский был открыт новый стадион «Железнодорожник», затем переименованный в «Локомотив».
В 1930-е годы стали популярны среди работающей молодёжи лыжные агитпоходы вдоль линии на участках Омской железной дороги, вырос интерес к лыжным гонкам.
Кроме того, футбольный клуб рабочих железнодорожных мастерских, а затем ПВРЗ им. Рудзутака, стал одним из организаторов рождения блиц-турнира на призы газеты «Омская правда». Первый такой турнир состоялся 18 мая 1935 года в Омске на территории стадиона «Динамо».
Одним из выдающихся спортивных инструкторов ДСО «Локомотив» в 1930-е годы на Омской железной дороге был Алексей Головченко. Талантливый организатор и тренер, он подготовил целую плеяду сильных железнодорожников-велогонщиков, которые в 30-е годы первенствовали на многих всероссийских соревнованиях, в том числе выиграли кубок Сибирской железной дороги.
В составе команды блистали спортсмены-железнодорожники Сварыгин, Грабовецкий, Перминов, Леликов. Следующие 20 лет А.Н. Головченко был бессменным чемпионом города по конькобежному спорту и первым в Омске был удостоен звания «Заслуженный мастер спорта».
Жить спортом
В 1940- е годы, с первых дней Великой Отечественной войны, многие спортсмены-железнодорожники Омского узла ушли с оружием в руках защищать свою родину. Но, несмотря на трудности военного времени, активистам-спортсменам ДСО «Локомотив» удавалось проводить соревнования.
Весной, летом и осенью большой популярностью среди спортсменов и физкультурников пользовался футбол, волейбол и лёгкая атлетика, зимой – коньки и лыжные гонки. Для работающей от рассвета до заката молодёжи спорт был своеобразной отдушиной.
Всю свою жизнь посвятил воспитанию юных спортсменов заслуженный тренер СССР, Почётный железнодорожник Иван Калюжный. Под его руководством тысячи детей реализовали свою любовь к спорту, занимаясь в секциях вольной борьбы и рукопашного боя. Его ученики принимали участие в Олимпийских играх. Сегодня имя Ивана Калюжного гордо несёт по Западно-Сибирской магистрали электровоз «Синара» Омского локомотивного депо.
85 лет в эти дни исполняется ДСО «Локомотив». Страницы истории хранят имена славных спортсменов-железнодорожников – увлечённых и преданных своему делу профессионалов. Спортивные традиции железнодорожников уже более 100 лет живут и развиваются на Омском узле. Именно на их основе будут строиться новые успехи и достижения физкультурников и любителей спорта, работающих сегодня на Магистрали!