Омичам представят карту социальной активности бизнеса

Презентация проекта прошла в пресс-центре МКР-медиа. © / Дмитрий Верхоробин / Из личного архива

В преддверие форума в пресс-центре МРК-медиа состоялась презентация карты социальной активности омского бизнеса, которая появилась в результате крупного исследования Центра социального проектирования «Платформа» (Москва) и омской социологической компании «Делфи».

   
   

Социологи опросили 1000 жителей нашего региона и 30 омских экспертов, чтобы понять, как население воспринимает то, что делает для них бизнес (и делает ли вообще) и как то же самое понимают представили бизнеса, общественники, экологи, преподаватели высшей школы, бизнес-аналитики и медиасообщество. На основе этого исследования и появилась карта, которую представят на Инносибе.

Стоит любить город, в котором живешь

У омичей сильны миграционные настроения. Фото: Центр социального проектирования «Платформа»

Хотя и говорят, что социологи не делают выводов, а лишь некий срез общества, цифры свидетельствуют сами за себя: омичи по-прежнему очень пессимистичны.  Директор МА «Делфи» Евгения Климанова рассказала, что их агентство проводило опрос жителей. На вопрос, любите ли вы свой город, только 49% омичей ответили «да», 31% - «скорее да», 10% - «скорее нет», 8% - категорическое «нет». По сравнению с другими городами ситуация плачевная: 76% жителей Пыть-Яха на тот же вопрос ответили «да», 77% тольяттинцев любят свой город, 79%  томичей так же нежно относятся к своей малой родине и целых 83% пермяков признаются в любви к городу. 

Соответственно, сильны и миграционные настроения омичей: 31% опрошенных хотели бы уехать, 16% делают всё, чтобы уехать и только 49% связывают своё будущее с Омском. В названных выше городах от 60 до 80% людей связывают своё будущее с Пыть-Яхом, Томском, Тольятти и Пермью.

Чем же так недовольны наши земляки, что хотят всячески отсюда уехать? На вопрос, чем они могли бы гордиться,  30% ответили – ничем. А вот 39% желали бы жить в благоустроенном и красивом городе. Вопреки мнению, что все бегут из Омска за высокой зарплатой, лишь 13% опрошенных её не хватает, то есть первопричиной отъезда из нашего города, по данным исследований, является всё же его неустроенность, некомфортность для жителей.

Лишь половина омичей любят свой город. Фото: Центр социального проектирования «Платформа»

В то же время омичи по-прежнему надеются на кого-то, кто придёт и всё сделает за них, потому что на вопрос, готовы ли вы лично принимать участие, например, в волонтерских проектах, 42% ответили, что у них нет средств и времени. Те, кто занимается благотворительностью, прекрасно знают, что это не более чем отговорка: нет денег, всегда можно помочь участием, добрым словом, физической силой, в конце концов.

Власть должна вести за собой бизнес

Опрос омских экспертов был более обширен и проводился уже Центром социального проектирования «Платформа». Его генеральный директор Алексей Фирсов отметил, что это первая подобная работа, своего рода апробация проекта, целью которого было понять, что нужно сделать в Омске, чтобы он действительно стал пусть не социальной столицей, как его несколько лет назад пытались представить, но хотя бы неким пространством для социальной активности.

   
   
Омичи знают множкство компаний, занимающихся поддержкой социальных проектов.
Фото: Центр социального проектирования «Платформа»

Опрошенные эксперты и рядовые жители Омска отметили, что многие компании занимаются социальными проектами, но при этом между ними огромный разрыв. Так, на первом месте стоит «Газпром нефть», которой отдали голоса 57% опрошенных, на втором Сбербанк с 33%, на третьем – «Омский бекон» с 31%.

Омичи отмечают как постоянную социальную работу бизнеса – то есть компании, чья деятельность существенно влияет на город, так и так называемых нишевых, которые занимаются поддержкой какого-то одного направления, а также эпизодических. Но все они нужны и важны для развития города. Не каждый готов и имеет возможность вкладывать миллиарды, как  «Газпром» в реконструкцию омских улиц – Валиханова и Ленина, но омичи отметили даже небольшие кофейни, типа Skuratov, которые также преображают пространство вокруг, тем самым делая Омск более комфортным.  

Евгения Климанова и Алексей Фирсов не только провели исследование, но и нашли пути решения проблем омичей. Фото: Из личного архива/ Дмитрий Верхоробин

«Удивительно, что некоторые омские компании имеют огромные даже для масштабов страны инвестпрограммы, - говорит Алексей Фирсов, - но не все о них знают, а сами компании не всегда хотят делиться информацией, они закрыты. В рамках подготовки этого исследования мы обратились ко всем ключевым игрокам рынка, но далеко не от всех получили обратную связь.  Компании вкладывают деньги, что-то делают, но не хотят об этом рассказывать, так как получают не всегда адекватный ответ на свои действия».

Что же происходит в результате? А как в старой доброй поговорке – кто в лес, кто по дрова.  И целью всего этого исследования было помочь омичам сделать конкретные шаги к объединению. Например, создать некий «Социальный клуб Омской области», модератором которого, несомненно, должны стать представители власти. Они смогут собрать бизнес-сообщество и сообща решить, где им лучше приложить свои силы, в какую сторону двигаться. Даже, к примеру,  объединить свои программы и фонды и что-то сделать совместно. 

Новый глава региона как раз первоочередной своей задачей поставил остановить отток жителей из региона. И это исследование – готовый ключ к пониманию причин проблемы и намётки для путей её решения.