Огненный ад. 30 лет назад произошла Уфимская железнодорожная катастрофа

Перед отправкой в Ашу на мемориале жертвам трагедии собрались родные и близкие. © / Александра Горбунова / АиФ

Крушение двух поездов-близнецов «Новосибирск – Адлер» и «Адлер – Новосибирск», которое произошло в 1989 году, считается самой страшной катастрофой в мире, когда-либо случавшейся на железной дороге.

   
   

В ночь с 3 на 4 июня на 1710 километре Транссибирской железнодорожной магистрали на перегоне Аша – Улу-Теляк (в 11 км от станции Аша, Иглинский район Башкирской АССР) в 900 метрах от трубопровода «Сибирь-Урал-Поволжье взорвался газ. Оба состава оказались в эпицентре катастрофы. Погибли свыше 600 человек, 181 из них – дети, ранены более 600 человек.

Поезд памяти

Каждый год в омском сквере у железнодорожного вокзала, что разбит у ДК им. Лобкова, собираются люди. К памятнику жертвам уфимской катастрофы приезжают родители погибших, родственники, железнодорожники.

В том поезде ехали на курорт организованные группы школьников, ребята погибли в огненном аду. В поездах № 211 «Новосибирск – Адлер» (20 вагонов) и № 212 «Адлер – Новосибирск» (18 вагонов) находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них семь полностью сгорели.

Оставшиеся 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. Опознать останки было практически невозможно, многих разорвало взрывом. Кто-то сгорел заживо. Многие люди получили ожоги 100% поверхности тела, жуткие переломы, а поэтому просто не имели шансов на выживание. Выжившим было ещё труднее, в медицине ожоговые травмы считаются самыми тяжёлыми.

Имена погибших высечены на мраморе. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Автором памятного монумента стал великий Анатолий Цымбал, только такой человек смог воплотить трагедию в металле и мраморе. В центре памятника скульптура женщины с двумя детьми. Был он установлен при содействии Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги и Омской ассоциация жертв уфимской трагедии. Имена семи проводников, 121 фамилия пассажиров увековечены на этом месте.

«В 1989 году, когда произошла эта катастрофа, я только стал священником, - рассказывает отец Виталий. - В это время пришли в наш монастырь в Большекулачье родители и родственники погибших. Они просили помолиться. На второй год мы с ними поехали на место трагедии. Вот уже 30 лет, практически каждый год, мы ездим до Аши, чтобы возложить цветы и венки».

   
   
Отец Виталий совершил молебен в память о жертвах катастрофы. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

В этом году на место трагедии также едет поезд, чтобы 4 июня вместе с родственниками погибших почтить память у мемориала, установленного на Змеиной горе. Русско-полянская делегация – самая многочисленная. 25 человек погибли в этой катастрофе. Среди них  пионервожатая Таисия Мунгалова из села Бологое. Тогда старшему её сыну Дмитрию было 18 лет, он на этом же поезде ехал до Исилькуля, где учился. Маму и её воспитанников поезд унёс дальше, как тогда казалось, в беззаботную жизнь на море. Среднему Павлу было 14, самому младшему Мише – четыре года.

Три сына пионервожатой Таисии Мунгаловой. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

«Мама была активная, всё успевала. И с ребятами в кружках позаниматься, и обед сварить, и корову подоить», - рассказывает сын Дмитрий. А Павел вспоминает, какой мама была занятой человек: «Если и болела, то все ученики приходили к нам домой и занимались». Михаил маму не помнит, но вместе с братьями почти каждый год ездит на место трагедии.

Как всё было

Внутри поездов находилось (по официальным данным) 1370 человек, включая 383 ребёнка. Никто не берётся утверждать, что официально озвученные цифры погибших верные: раньше детей до пяти лет не регистрировали в проездных документах, а люди ехали семьями на отдых и с отдыха. Дело было летнее, жаркое, курортное. Потом найдут часы, которые показывали на циферблате местное время. Было 1:14. В Омске об этом узнали под утро.

Многотонные вагоны и стальные рельсы были изогнуты, будто игрушечные. Фото: Commons.wikimedia.org

Об этом вспоминает 78-летний почётный железнодорожник, заслуженный работник транспорта России, бывший тогда начальником пассажирского вагонного депо Владимир Ларин. Он первым дал указания встречать родственников пассажиров и проводников, оказывать им помощь в приобретении билетов к месту катастрофы, работать с ними, успокаивать, записывать. Именно после катастрофы стали впечатывать фамилии пассажиров в билеты и учитывать всех детей до пяти лет. Штаб разместили в ДК им. Лобкова.

За одну ночь поседел начальник Омского депо Владимир Ларин. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

«Мы столкнулись с определёнными сложностями, - рассказывает Владимир Ларин. -  Но нам помогли, церковь в том числе. В той страшной трагедии,  которая произошла в прошлом веке, погибли люди, это невосполнимая утрата для близких. Семеро проводников в этих списках. Как руководитель предприятия пытался сгладить удар, который нанесла злая судьба. Не смог решить всех проблем. Материально мы помогли им, но семьи оказались не готовы внутренне это пережить. Катастрофа стала трагедией всей жизни».  

В центре начальник пассажирского поезда Омского вагонного депо на пенсии Наталья Якубович, именно она организует каждый год поездки к месту трагедии. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Как водится, существует несколько версий катастрофы. Официальная утверждает, что утечка газа из трубопровода – результат повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. За что были наказаны девять человек. Судебное разбирательство шло шесть лет, было предъявлено обвинение по ст. 215 ч. II Уголовного кодекса РСФСР. Максимальная мера наказания – пять лет лишения свободы.

Памятник жертвам Уфимской трагедии. Автор - Анатолий Цымбал. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Но в целом виновницей всего называют халатность и недобросовестное отношение. За три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе, что является показателем утечки. Машинисты проходящих поездов предупреждали диспетчерскую о стойком запахе газа на этом участке, но этому также не придали особого значения.

Трубопровод потом ликвидировали. Сейчас у газотранспортных компаний за всем этим следит автоматика.