Одной левой. Быть левшой – ошибка природы или признак гениальности?

Есть немало примеров гениальных левшей. © / АиФ / АиФ

Ежегодно, начиная с 1976 года, 13 августа отмечается Международный день левши. Какие особенности обучения, склонности и таланты присущи людям с ведущей левой рукой? Как быть родителям, если ребёнок «не такой, как все»? Эти и многие другие вопросы мы задали экспертам.

   
   

«Несколько лет назад леворукость считали диагнозом, сейчас — признаком одарённости. Достаточно заглянуть в интернет и найти массу примеров гениальных левшей. Однако праворуких людей больше, и среди них полно звезд и знаменитостей. Поэтому шансы проявить гениальность у всех одинаковые», - утверждает педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения Елена Суворова.

Мой ребёнок - леворукий

Екатерина Янковская, «АиФ в Омске»: Стоит ли родителям, обнаружив леворукость у ребёнка, сразу обращаться к неврологам или психологам?

Елена Суворова: Смотря зачем. Если помимо того, что ребёнок предпочитает левую руку, есть двигательная неловкость, речевые или бытовые сложности, несогласованность движений и действий, заручиться поддержкой специалиста можно. Причём обратиться лучше не к неврологу, а к нейропсихологу: он сможет провести диагностику и предложить адекватную программу психолого-педагогической коррекции. К психологу можно сходить и самим родителям, для того чтобы привести себя в нужное для ребёнка состояние терпеливого, доброжелательного и поддерживающего родителя.

-Нужно ли переучивать ребёнка-левшу?

- Специалисты давно пришли к мнению, что не нужно. С психологической точки зрения это объясняется так: когда ребёнку постоянно говорят, что он не такой, неправильный, его нужно переучить, «отформатировать» и сделать таким же, как все, ребёнку очень сложно оставаться в адекватной самооценке и не уйти в неврологические проблемы. Есть даже такой термин «декстрастресс» — это неврозоподобное состояние при переучивании ребёнка. Бывают случаи, когда при переучивании не происходит полноценного обучения ни левой, ни правой рукой, и возникает потеря определённой функции. Все зависит от возможностей межполушарного взаимодействия: а поскольку они у все разные, при переучивании можно потерять всё, что имеем.

- Какие особенные условия понадобятся при обучении и социальной адаптации?

   
   

- Нужны дополнительные родительские ресурсы, чтобы помочь ребёнку освоить как бытовые навыки (застегивание, зашнуровывание), так и навыки обучения (например, перелистывание страниц). Полезны задания, ориентированные на пространственное восприятие (перенесение симметричного рисунка по клеткам).

Нужны дополнительные родительские ресурсы, чтобы помочь ребенку освоить бытовые навыки. Фото: АиФ/ Фото: Ирина Якунина

У левшей они, как правило, занимают больше времени, чем у праворуких детей. Важный момент: родители очень переживают за обучение и навыки письма, при этом отодвигая на второй план навык коммуникации и общения с другими детьми, который очень важен. Старайтесь создавать ребёнку обстановку, в которой он может реализоваться. Если есть неловкость и несогласованность движений, можно пройти курс коррекционных занятий и держать под контролем двигательную сферу ребёнка.

Можно научить ребёнка преподносить свою особенность владения левой рукой как преимущество: в таком случае необычное умение будет вызывать у других детей доброжелательный интерес.

Поэтому специалисты напоминают: вместо тревоги о том, что ребенок не такой, лучше постараться создать такую обстановку, где он сможет реализовать свои врожденные способности. Задача родителей — наблюдать и тестировать, как детям удобнее, а не пытаться их переучить.