Сегодня многие дети управляются с компьютерной мышкой в разы лучше старшего поколения. Педагоги, врачи и родители порой опасаются за ребёнка, стараясь оградить его от пагубного влияния современной техники.
Относительно недавно появилось и специальное понятие - гаджетомания - означающее зависимость от использования различных гаджетов: смартфонов, планшетов и компьютеров.
Однако полностью оградить детей от техники уже не получится. Но так ли на самом деле страшны гаджеты для развития и здоровья детского организма? Эксперты уверены, что при грамотном подходе и правильной организации времяпрепровождения ребёнка можно не только сохранить хорошие отношения между родителями и детьми, но и установить баланс между реальной и виртуальной жизнью.
К причинам увлечения
«Причин на самом деле много. С одной стороны, особенности работы мозга. Он запрограммирован на получение удовольствия от видов деятельности, в том числе от социального общения. Мы существа социальные, общение делает нас людьми, отличая от животных. Но есть и другие вещи. В частности, технические средства делают общение более комфортным, малотравматичным и предсказуемым. К тому же опыт технического прогресса представляет интерес для населения, быстро захватывает умы и интегрируется в повседневную жизнь», - отметил Григорий Усов.
«Есть современные исследования о том, что дети потеряли навыки игры, рисования. Эти функции переходят в виртуальное пространство. Важна умеренность, полностью отказаться от гаджетов мы не сможем, видя, как родители сидят в компьютере или смартфоне. Нужно учить безопасности в интернете и правильному, дозированному использованию гаджета», - считает Наталья Ильченко.
Так ли вредно?
При неправильном использовании гаджетов не избежать ряда серьёзных проблем. Статичное времяпрепровождение влечёт за собой недостаток движения и может привести к задержке развития. Подвижность же улучшает внимание и способность к познанию нового.
Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребёнок всё свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. С другой стороны, такая зависимость возникает только в том случае, если у ребёнка нет альтернативных интересов. Как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями), дети достаточно легко обходятся без гаджетов.
Однако гаджеты - это не только зло. Здесь всё зависит от подхода родителей. Помочь извлечь из современных электронных технологий максимальную пользу вполне реально и возможно. Так, гаджеты полезны, если «начинка» (игры, обучающие программы, книги) оказывает на ребёнка развивающее и воспитательное влияние.
Запрещать или нет?
Дети в силу незрелости эмоциональной сферы начинают быстрее погружаться в мир гаджетов. Подростки к тому же могут легче вовлекаться в различные деструктивные сообщества, испытывать влияние соцсетей и думать, что у других жизнь лучше и успешнее. Здесь важно уравновешивать жизнь в Сети и реальность. По словам эксперта Григория Усова, если у человека будут интересы в реальной жизни, он легко преодолеет соблазны гаджетов.
«Если явление нельзя уничтожить, его нужно окультурить и дать время. Так мы советуем родителям. Нужно определить время, когда ребёнок может находиться за гаджетом. Одновременно стоит расширять границы, показать, что можно не только играть, но и найти полезную информацию - посмотреть виртуальную экскурсию по городу или что-то другое, интересное конкретно вашему ребёнку», - советует Наталья Ильченко.
Григорий Усов добавил, что не всегда нужно устанавливать время для любимого времяпрепровождения с гаджетом, эффективнее разрабатывать чёткие критерии. К примеру, «сделал уроки, сходил в магазин, прибрался в квартире - теперь можешь и поиграть».
Появившись в нашей жизни, гаджеты уже никуда не исчезнут. А вот станут они благом или будут фобией - зависит от подхода и умения находить баланс.