Туризм в Омской области понятие скорее теоретическое, нежели практическое. Вроде и исторических объектов хватает, и с культурой в регионе всё хорошо, но в один паззл всё как-то не складывается. Наш туризм напоминает загнанную лошадь, которую долгие годы пытаются поставить на ноги и заставить бежать дальше. Только вот куда?
Откровенно говоря, в географическом плане Омской области не очень повезло. У нас нет Алтайских гор, Черноморского побережья или озера Байкал, а самые известные исторические достопримечательности ассоциируется с каторгой (спасибо «сидельцу» Фёдору Достоевскому), да ещё с «белыми» страницами России «авторства» адмирала Колчака. Самый главный вопрос: что может заинтересовать туриста из другого города, чтобы он, забыв о плохих дорогах и прочих неудобствах, ринулся покорять просторы Омской области? Как создать туристический продукт, выгодно его продать, помочь экономике региона, а заодно прославить Омскую область на всю страну? Недавно под прицел попал Сибирский тракт, который в будущем хотят превратить в одно из достояний России.
Из Турции – в Тюкалинск?
Сибирский тракт – не только уникальный памятник истории и дорожного строительства, но и самая длинная в мире сухопутная дорога. Проходит она и через Омскую область. Что примечательно, заселение и освоение Сибири стало возможным только благодаря данной магистрали. Сейчас это федеральная трасса, через которую в сутки проезжают тысячи автомобилей, люди в которых вряд ли догадываются об историзме окружающей их местности.
По мнению участников ассоциации межмуниципального сотрудничества «Сибирский тракт», созданной в прошлом году, ситуацию нужно кардинально менять. Дорога и придорожный сервис должны стать мостиком во внутренний туризм России, благо тракт захватывает довольно много регионов. Вот с придорожным сервисом, куда входят кафе, автозаправки, гостиницы, загвоздка и получилось. Дело в том, что в России нет федерального закона, который бы чётко регулировал вопросы этой сферы.
«Ежедневно по трассе проезжают от 5 до 15 тысяч автомобилей в сутки, – объясняет Игорь Васильев, глава Аббатского района Тюменской области. – Это тот потенциал, который мы в обязательном порядке должны использовать для развития туризма. Нужно, чтобы люди, проезжающие мимо, превратились из транзитников в туристов. Но чем их привлечь? Конечно, нужно развивать культурный досуг в районах, показывать наши достопримечательности. Это принесёт доход нашим предприятиям и экономике региона в целом. Придорожный сервис сейчас развивается довольно стихийно, так как нет федерального закона об объектах придорожной деятельности, который, например, существует в западных странах. Как инвестор может вкладывать деньги, если нет правил и требований? Закон должен приниматься на федеральном уровне, процесс этот долгий, но рано или поздно его всё равно примут».
Идея объединения сибирских регионов каким-то общим звеном, к слову, даёт положительный результат. Например, несколько лет назад был организован туристический маршрут по следам Чехова – из Сибири на Сахалин, в котором приняли участие около 50 тысяч человек. Масштаб привлекательности туристических мест распространился на всю Сибирь, а не на один конкретный населённый пункт.
Что касается Сибирского тракта, то он должен стать масштабным не только для любителей путешествий: есть здесь и социальный фактор.
Однако, чтобы воплотить в жизнь все планы по развитию Сибирского тракта, только на первом этапе необходимы немалые инвестиции – 10 млрд рублей. Бизнесмены, что печально, в очередь с деньгами не выстраиваются. Предполагается, что привлечь инвесторов поможет участие в федеральной программе развития туризма, куда проект включили по инициативе Омской области.
Не на последнем месте стоит и грамотная подача будущего турпродукта, мифологизация территории. Ведь у потенциального туриста должно возникнуть желание приехать в Сибирь, а, значит, здесь должно быть то, чего нет в других регионах России.
Кандалы и отдых
Остальные районы области только размышляют над тем, какую тематическую нишу занять . На прошедшем межрегиональном туристическом бизнес-форуме в Тюкалинске, где представители власти и бизнеса обсудили перспективы развития Сибирского тракта, своими задумками поделились и муниципалитеты. У каждого – своя тематическая ниша. Например, по словам Олии Кузнецовой, специалиста отдела культуры Тарского района, в Таре хотят сделать акцент на татарской культуре:
На малое количество гостиниц и отсутствие должного сервиса в них жалуются и другие районы Омской области.
«На данный момент наши места для размещения – это одна гостиница на 30 мест и уровнем сервиса начала 90-х годов прошлого века, – разводит руками Евгений Скандаков, заместитель главы Большереченского района. – Есть ещё придорожный мотель на 40 туристов, но находится он в 20 км от самого райцентра».
Понятное дело, что в таких условиях о развитии туризма не может быть и речи. Даже экстрим в наши дни должен быть цивилизованным, а путь из Омска до, например, деревни Малая Бича в Усть-Ишимском районе – самый настоящий экстрим длиной в 10 часов.
Что касается тематических предложений, то в Любинском районе планируют развивать конные маршруты и иппотерапию, в Азово делают акцент на немецкую культуру, а в Муромцево элементарно пытаются донести до бизнеса ту мысль, что туризм – это хорошо. И что небольшими инвестициями можно зарабатывать себе на жизнь. Правда, пока получается с трудом.
Самые интересные маршруты региона
От редакции: Развитие туристической индустрии в нашем регионе зависит в большей степени от бизнеса, который должен поверить, что внутренний туризм может быть привлекательным и выгодным. Причём об инфраструктуре наравне с заграничными курортами никто даже не говорит. Главное, чтобы дороги были нормальными и туалет не на обочине. Если не начать вкладывать деньги в элементарные удобства, то туризм не только в России, но и в Омской области, так и останется той загнанной лошадью, которая если и встанет на ноги, то упадёт снова и точно никуда не поедет и никого не повезёт.
Формируем бренд
А что в Крыму?
Это миф, что турагентства уходят в прошлое, поскольку всё больше и больше людей предпочитают самостоятельно заказывать билеты, гостиницы , планировать свои путешествия. Чтобы этим заниматься, нужно иметь много времени, ведь надо выбрать место, где хотелось бы отдохнуть, «поймать» лучшие билеты, прочитать десятки отзывов о гостиницах, продумать маршрут. Не у всех время есть, поэтому туриндустрия сейчас переходит в сегмент персонализации: клиенты хотят работать с индивидуальным менеджером, знающим их интересы и умеющим оперативно подобрать оптимальный тур».
Там, где нет цивилизации
«Недавно я ездила на Алтай, где у меня была неделя прекрасного отдыха в совершенно нецивилизованном месте. Там даже никаких посёлков рядом нет. Разумеется, нет интернета, сотовой связи, вообще ничего нет! Только ТВ-тарелка, по которой каналы идут с опозданием, и непонятно, что конкретно там по телевизору показывают. Я езжу в эти потрясающие места уже третий год подряд, – считает Надежда Бабкина, народная артистка России. – А вообще люблю отдыхать у себя на даче в деревне. Там у меня есть просторный дом, в котором я люблю находиться. Просто люблю быть дома и никуда не мотаться. И моё присутствие этому дому необходимо, я рвусь туда постоянно. Такая вот у меня своя усадебка, которую построил мой сын. Я люблю Россию, я патриот и от постоянных путешествий по нашей стране не устаю. Как продвинуть патриотизм? Сказать, давайте все будем патриотами? Это невозможно. Патриотизм нужно прочувствовать душой, понимать, что ты никогда не сдашь свой край, свою родину. Прочувствовать это можно только через культуру».
Сибирская Швейцария
«Туризм – это не просто развлекательная часть жизни страны, – объясняет Сергей Тихомиров, заместитель председателя исполнительного комитета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». – Туризм – это абсолютно самостоятельная и серьезная сфера экономики. По оценке всемирной туристской организации, туризм даёт работу 53 смежным областям любых направлений. В некоторых странах он опережает нефтехимию, автомобильную промышленность и так далее. 20 лет назад в Республике Алтай, имеющей хорошие стартовые позиции для развития туризма, не было понимания того, что развивать нужно именно его. Думали, что мы сейчас будем добывать полезные ископаемые, у нас там вся таблица Менделеева зарыта. Нельзя этого делать, у вас же сибирская Швейцария, вы должны развивать туризм! А туризм – это занятость, налоги, развитие инфраструктуры. Республика Алтай к этому пониманию вовремя пришла, и сейчас является единственным субъектом РФ, где сфера туризма определена как приоритетная. Много чего было сделано в республике Бурятия. Я вижу, что у проекта «Сибирский тракт» есть мощный потенциал».