Мусорные «хвосты» и снижение тарифа: итоги пресс-конференции регоператора

Минприроды Омской области в 2020 году смогло легализовать 13 сельских свалок. Сегодня они являются законными временными полигонами для захоронения отходов. С 1 января на них поступают «хвосты» от сортировки городского мусора. В будущем объекты обеспечат охраной, будет вестись учёт отходов, контроль экологического состояния, противопожарная профилактика.

   
   

Что дальше будет с этими полигонами?  Какую пользу селу может принести городской мусор? И почему районы не сумевшие узаконить местные свалки можно назвать несчастливыми?

На эти и другие вопросы ответы редакторам сельских газет дал исполнительный директор регионального оператора «Магнит» Дмитрий Третьяков в ходе пресс-конференции, прошедшей в областном Доме журналистов.   

- На днях была прямая линия с губернатором Омской области, я рад, что один из вопросов, который на ней прозвучал, касался так называемого городского мусора, который сегодня поступает в сельские районы.  

Вижу публикации, слышу мнения оппозиционных СМИ о том, что это незаконно. Это законно. Транспортирование отходов на территории Омской области происходит в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Есть документ, который определяет, куда и сколько мусора должно перевозиться. Этот документ территориальная схема обращения с отходами. Региональный оператор не действует по своему усмотрению, по сути, он получает техзадание от правительства Омской области и от профильного министерства.

Есть терсхема Омской области, в которой прописано: отсюда мусор нужно забрать, привезти на завод, отсортировать и после «хвосты» (то, что уже не подлежит вторичной переработке) доставить в Колосовку, Саргатку, Таврический район. Региональный оператор обязан неукоснительно придерживаться территориальной схемы. Нарушением закона будет как раз отклонение от терсхемы.

Мы ни в коем случае не перекладываем ответственность на Минприроды. Региональный оператор участвовал в разработке территориальной схемы, она была размещена для общественных обсуждений, ее проверяли юристы, регоператор с ней согласился, поэтому мы берем на себя часть ответственности за то, что она именно такая. На территории региона образуется 836 тыс. тонн мусора и территориальная схема в момент ее разработки и после утверждения, должна ответить на один единственный вопрос – каким образом этот мусор должен быть собран, обработан, транспортирован и захоронен.

   
   

Мера, которая принята в Омской области – вынужденная, безальтернативная, нельзя погрузить мусор на ракету и отправить куда-то в космос. Омские свалки закрыты, по решению суда. Регоператор, был бы рад возить этот колоссальный объем на Ленинскую и Кировскую свалку, но есть директивные нормы законодательства, которые не позволяют копить там мусор.    

- Какая перспектива у реформы отрасли обращения с отходами в Омской области? Будут ли построены современные полигоны или будем продолжать возить мусор на старые свалки?

- Когда реформа началась в Омской области был только один официальный объект для размещения отходов, в Называевске. Но этот объект по своим лимитам не может принять ничего кроме Называевска и окрестных деревень. По этой причине от него было принято решение отказаться, как от полигона, на который будет поступать «хвосты», оставшиеся после сортировки. Сегодня принято решение о строительстве в регионе трех крупных межмуниципальных центров по обработке и захоронению отходов.  Современные комплексы, каждый из которых включает в себя завод и полигон, будут строить в Тавричанке, в Красной Туле и Таре. Три крупных объекта рассчитаны таким образом, что они охватят все 836 тыс. тонн отходов, которые Омская область производит. Отходы, производимые омичами полностью, на сто процентов будут обрабатываться и захораниваться на этих трех комплексах. Эти объекты отражены в терсхеме как перспектива, но это наступит только в 2023 году, до этого момента нужно как-то дожить, нужно продержаться. Это реальность.

- Каким образом были выбраны Колосовский, Кормиловский и другие районы под временные полигоны? Как было принято это решение?

- На территории Омской области по № 303 приказу Минприроды легализовано 13 сельских свалок. И дело не в том, что в Кормиловку, Колосовку, Нижнюю Омку кто-то ткнул пальцем со словами: «В Полтавку мусор не везем, а в Кормиловку везем». Не было тайного совещания, Омская область подавала абсолютно все сельские свалки в Федерацию для включения в ГРОРО. Эти объекты проходили проверку Росприроднадзора РФ, Минприроды РФ и, при соблюдении необходимого минимума требований, объект получал официальный статус. Так вышло, что из всех районов, только 10 получили зеленый свет. Еще три объекта были включены в этот список позднее: Калачинский, Москаленский и Черлакский.

Работа по узакониваю сельских свалок в Омской области продолжается, но на сегодняшний день действующая терсхема для регоператора определила 10 временных полигонов, как объекты захоронения. На них будут размещены отходы согласно установленным на них лимитам. С 2022 года еще три объекта будут включены в этот перечень.

Есть прямая директивная норма, есть образуемый жителями региона объем отходов и его нужно распределить по всем законным объектам. Это тот факт, с которым мы все столкнулись, и очень важно, чтобы жители понимали, что происходит. Не должно быть спекуляции и передергивания фактов.

- В случае эксплуатации сельских объектов не только для нужд муниципалитета, что будет с ними дальше, будет ли проводиться их рекультивация, выделяются ли на это средства?

- Что, касается, перспектив – это очень важно! Рассмотрим на примере Колосовского района. Свалка в Колосовке без омского мусора существует 40 лет. За то время, пока она была незаконной, на ней накопилось 400 тыс. тонн мусора. Еще сорок более мелких незаконных свалок находится в оврагах и лесах Колосовского района. Этот мусор, привезли не омичи и не москвичи, это местный мусор, от которого жители много лет избавлялись таким вот образом.

На встрече в Колосовке я поинтересовался у главы, депутатов, что было с Колосовской свалкой в прошлом году? Она горела, горела три месяца черным дымом, все кашляли. Почему горела? «Да, потому что нет средств на пересыпку, на пожарное тушение. В поселении нет финансов, чтобы грамотно содержать эту незаконную помойку», - объяснил глава.

Сегодня незаконная помойка превратилась в полигон. Временно превратилась. Объект узаконен, на территорию объекта зашла эксплуатирующая организация, работает техника, установлен шлагбаум, есть контролер. На объект не заезжают машины, без осмотра, морфология мусора также изменилась – отсутствуют покрышки, ртутные лампы и другие опасные отходы. Разрешение на законную эксплуатацию, уже не свалки, а временного полигона дано только до 1 января 2023 года. За эти два года, сорок незаконных свалок, которые находятся в оврагах и лесах, за областные деньги, будут собраны и завезены на временный полигон. В 2023 году начнется его рекультивация.

Важно понимать, что до того момента, пока свалка была местной, только колосовской, рекультивацию можно было провести лишь за счет поселения. Это огромные деньги, порядка 130-150 млн рублей. Бюджет Колосовского района никогда не смог бы позволить себе эти дорогостоящие работы. Омский мусор, попав на эту свалку законно, дал ей новый статус. Теперь у временных полигонов есть возможность попасть в федеральную программу «Чистая страна».

- Куда будут поступать отходы из Колосовского и других районов после 2023 года, после того как временные полигоны бывшие свалки закроют?

- Хороший вопрос. Действительно, мусор после 2023 года и Колосовка, и другие районы будут все так же производить. Но через два года ситуация повернется и весь мусор будет уходить в три межмуниципальных центра – в Красной Туле, Тавричанке и Таре. Отходы со всего региона будут поступать на большие заводы, где будет вестись их переработка, а оставшиеся хвосты – захораниваться на современных полигонах вблизи этих заводов.

- Какова судьба сельских свалок, не попавших в список по №303 Приказу Минприроды РФ? Что их ждет?

- Сложно сказать. Ясно одно – их участь незавидна. Районам, которым не посчастливилось узаконить свои местные свалки в настоящий момент не приходится говорить или даже мечтать о рекультивации за счет федеральной программы «Чистая страна». Это печальный факт. Когда слышу, как говорят: «А наш глава молодец! К нам везут только «наш мусор», - становится ясно, что люди не смотрят на перспективу. Пройдет два года, время летит очень быстро, и что тогда? Остаётся надеяться, что главы проведут необходимую работу, исправят недочеты и они попадут в разряд счастливчиков, которые легализовали свои свалки. Тогда у этих районов появится возможность войти в федеральный проект.   

- В селах чаще всего транспортировкой ТКО занимаются местные возчики. Заинтересован ли региональный оператор в их деятельности и как строятся деловые взаимоотношения?

- С самого начала реформы регоператор отнесся очень внимательно к посылу, который шел со стороны Омской области: не должна реформа переворачивать бизнес-процесс в регионе с ног на голову – это неправильно. Есть люди, которые привыкли работать, есть техника, которая куплена в кредит, оформлена на местные муниципальные предприятия, и эта техника должна быть вовлечена в реформу. Мы придерживались и до сих пор придерживаемся этой линии, это действительно важно! Однако есть нюансы. Порой читатели или редактора сельских газет спрашивают: «А почему региональный оператор не работает с нашим МУПом напрямую?». Здесь у регоператора нет права выбора. Весь процесс отбора транспортных операторов, подрядчиков, которые осуществляют вывоз больше, чем 800 тыс. тонн отходов на территории Омской области, происходит исключительно на базе 223 и 44 Федерального закона.

Региональный оператор объявляет конкурс, нарезаются лоты – территории, на которых будет осуществляться вывоз ТКО. Определяется экономически обоснованная начальная максимальная цена, за которую данную территорию можно вывезти, обслужить, выполнить все договорные обязательства. Несколько контрагентов подают заявки, предлагают цену, и та цена, которая окажется наиболее низкой, по законодательству станет ценой, по которой организация заключает договор с контрагентом.

Мы открыты к прямым отношениям и готовы к сотрудничеству с любым партнером. Если малый, средний бизнес хочет работать напрямую с регоператором, механизм один – участие в открытом конкурсе. Нужно заявиться, подать пакет документов, предложить наиболее низкую цену, и стать прямым партнером компании «Магнит».

Бывают случаи, что по каким-то причинам муниципальному предприятию не хватило документации для участия в торгах. Такое может быть, так как для участников предусмотрена достаточно высокая степень обеспечения. Возчики, которые работают с регоператором имеют банковскую гарантию. Так мы подстраховываем себя от событий, которые произошли в начале реформы. Мы помним, как 1 июня один из наших очень крупных транспортных операторов на территории города Омска, без предупреждения, отказался обслуживать свой участок. Это серьезная ситуация, которая приводит к последствиям, в результате которых наказаны оказываются люди.

Чтобы подобных случаев не было, сейчас в договорах прописываем финансовую ответственность и обеспеченность для наших транспортных операторов. Если транспортный оператор некачественно оказывает коммунальную услугу, поступают жалобы от населения – мы обязательна берем обращения в работу, проверяем их. Поднимаем путевые журналы, просматриваем треки спутникового слежения ГЛОНАСС, если жалобы подтверждаются, возчики получают штраф. Были случай, когда приходилось менять экипажи на мусоровозах и жалобы прекратились. 

Очень надеемся, что все наши контрагенты, которые выигрывают торги будут качественно выполнять свои услуги. Если при этом, возчики, которые находятся в селах, поселках готовы предоставить одну, две единицы своей техники в аренду или субподряд мы не можем вмешиваться в эти отношения. Люди договариваются, приходят к пониманию и работают в партнерстве.

- Как избежать двойной платы за студента, уехавшего учиться в город? Оформить прописку, даже временную не всегда удается на съемной квартире. Как быть в таких случаях?

- Чтобы оформить перерасчет за студента, обучающего в другом городе, необходимо обратиться в абонентскую службу Омской энергосбытовой компании с соответствующим заявлением. Процедура проводится согласно Постановлению Правительства РФ №354 (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

К заявлению должна прилагаться справка, заверенная печатью, с регистрационным номером и датой выдачи, подтверждающая факт обучения студента по месту нахождения учебного заведения. Если студент проживает в общежитии при университете или колледже, у него оформлена временная регистрация, сложностей при оформлении перерасчета не должно возникнуть.

Вопросы возникают, если студент живет на съемной квартире. В таких случаях нужно подтвердить документами, что плата за вывоз мусора действительно вносится по месту фактического проживания. По закону собственники квартир, сдаваемых внаем, обязаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 предоставлять достоверные данные о количестве проживающих, но они в большинстве своем не делают этого, поэтому и возникают подобные коллизии.

Для корректного начисления платы за услугу «Обращение с ТКО» в таком случае потребуется вместе со справкой от учебного заведения предоставить договор аренды жилого помещения, из текста которого должно явствовать, что именно студент пользуется жилплощадью, а также акт о фактическом проживании студента не по месту регистрации. Акт должен быть подписан старшей по дому, УК или ТСЖ и заверен печатью управляющей домом организации.

Региональный оператор оставляет за собой право направить контролера для составления акта об установлении количества проживающих, а затем на основании акта скорректировать начисления. Порядок составления такого акта определен пунктом 56(1) Правил предоставления коммунальных услуг (ПП РФ №354).

Что касается двойной оплаты за студента, то никакой двойной оплаты нет, если у студента не оформлена временная прописка, а хозяин арендуемой квартиры не предоставил достоверную информацию о количестве проживающих регоператору.  Документы на перерасчет услуги «Обращение с ТКО» необходимо подавать каждые 6 месяцев.

Только за последний месяц региональный оператор произвел перерасчет потребителям за услугу «обращение с ТКО» на сумму более 10 млн рублей. Это те граждане, которые подтвердили временное отсутствие, студенты, командировочные и т.д. Самое главное – предоставить полный пакет документов, предусмотренных законодательством. 

- Традиционно тарифы на энергоносители и услуги ЖКХ повышаются с июля. Ждать ли гражданам повышения тарифа на вывоз мусор?

- Здесь вряд ли скажу что-то новое, тема тарифов подробно раскрыта в СМИ Региональной энергетической комиссией, которая устанавливает эти тарифы. Мы все понимаем, что не регоператор решает какую стоимость за вывоз твердых коммунальных отходов поставить в первом или втором полугодии.

Региональный оператор защищает тариф – очень серьезный процесс, все свои расходы в течение четырех месяцев компания представляет в РЭК, документы изучаются, проходят юридическую и экономическую экспертизы. Регулятор что-то принимает, что-то исключает и в итоге образуется экономически обоснованная цена. Не буду загружать вас информацией о тоннах, кубах, людей интересует станут ли они платить больше?

На сегодняшний день, ситуация такова, что с 1 января 2021 года за вывоз мусора жители Омска, будут платить даже меньше, либо оплата для них останется на уровне декабря 2020 года, в зависимости от категории населения. Потребители увидят это уже в январских квитанциях.

Снижение платы произошло в результате установления РЭК льготных тарифов.  Корректировка связана с изменением системы исчисления, и, если сравнивать с прошлым годом, жильцы частных домов в городе Омске, будут платить на 12 рублей меньше, для благоустроенных домов в городе платеж снизится примерно на 8 рублей. Для жителей муниципальных районов оплата за обращение с ТКО до 1 июля 2020 года не изменится, она останется на уровне декабря 2020 года.

Действительно, 1 июля по всей стране происходит ежегодная индексация тарифов на услуги ЖКХ, она предусмотрена распоряжением Правительства РФ. При этом рост платы на коммунальные услуги не может превышать максимально допустимого индекса, установленного законодательством. Точные цифры мы узнаем во втором полугодии, однако для населения повышение оплаты за мусор будет несущественным.