В марте перед омскими модницами, привыкшими отыскивать себе стильную одежду в масс-маркете, встал вопрос: как быть после ухода с российского рынка популярных европейских брендов?
Однако ситуацию не стоит драматизировать: в нашем городе есть множество отличных дизайнеров и производителей, которые не первый год развивают отечественную модную индустрию и способны закрыть все потребности омичей. Да и освободившаяся ниша точно подвигнет новые креативные дарования показать, на что они способны.
Корреспондент «АиФ в Омске» узнал, какие перспективы есть у «модного» бизнеса, как выйти из сложного положения и, главное, чего местным дизайнерам не хватает в современных реалиях.
Пандемия сыграла на руку
Стоит сказать, что во многом отрасль уже была готова к работе в ограничительных условиях, и здесь «спасибо» стоит сказать пандемии, когда были отменены различные выставки, форумы, дефиле и пришлось столкнуться с трудностями при доставке коллекций в магазины и получении необходимых для производства материалов.
В пандемию потребители не так остро ощутили на себе проблемы с логистикой: одежда была. Сейчас же многим омичам, которые в течение долгого времени приобретали вещи в определённых магазинах, приходится подыскивать новые варианты. Поэтому можно с уверенностью сказать, что заинтересованность в развитии местных брендов есть, ведь все мы хотим стильно одеваться, и желательно по доступной цене.
Ткани, девочки, ткани
В производстве одежды большинство омских брендов используют зарубежные, в основном турецкие ткани. То же самое наблюдается и в соседнем Новосибирске. Закономерно, что сложившаяся в мире ситуация напрямую отразилась на стоимости ткани и логистике, из-за чего предпринимателям теперь нужно поднапрячься.
Производство своих тканей, которые не уступают по качеству зарубежным аналогам, постепенно развивается. Правда, делается это энтузиастами, но при соответствующей помощи в виде инвестиций всё быстро придёт к должному уровню.
В России раньше были в основном хлопчатобумажные, синтетические ткани, лён. Но сегодня футер, костюмы из которого набрали свою популярность с приходом пандемии, тоже есть, несмотря на то что долго не было такой традиции. К тому же российский футер очень конкурентоспособен. Обычно он представляет собой смесовую ткань: хлопок плюс синтетика. А у нас в России делают 100% хлопок, что не может не радовать.
Оптимизм и некоторое спокойствие внушает заданный на федеральном уровне вектор развития в сторону импортозамещения. К тому же по прогнозам экспертов сырьевая база, в том числе и лёгкой промышленности, способна активнее восстанавливаться и развиваться. Хороший сырьевой комплекс, например, есть в Иваново.
Дизайнеры против швей
Двумя больными вопросами отрасли являются использование в производстве зарубежных тканей и низкая популярность профессии швеи. «Все хотят быть дизайнером, но мало кто хочет быть швеёй», - признаются ведущие специалисты fashion-индустрии.
Что касается профессии швеи, то несколько нарушилась преемственность в получении образования, но всё, конечно, поправимо. А недостаточную популярность у молодого поколения можно компенсировать. Опыта, практики, кейсов и возможностей у профессионального сообщества не занимать, остаётся лишь озвучить назревший вопрос и начать работу в этом направлении.
«Каждое поколение видит моду по-своему. Омская школа дизайна костюма существует уже пятое десятилетие, и каждый раз это новое поколение с горящими глазами. Я уверена, что этот бесконечный процесс ничем не прервётся, - пояснила омский дизайнер. - Я преподаю на кафедре, работаю со студентами, и в то же время являюсь владелицей производственного ателье, то есть знаю процесс от теории к практике. В Омской арт-резиденции мы организуем социально-культурные и социально значимые мероприятия, образовательные программы - и это как раз всё про одну историю».
Кадровая проблема есть во всей России. Надежда Исхакова работает над её решением уже не первый год. В прошлом году в соседнем городе даже организовали рабочую группу по трудовым кадрам, понимая, что вопрос не решается в один-два шага. По словам fashion-эксперта, необходим целый комплекс мер, которые должны быть предприняты от того, как, где и кого обучать до уровня имиджа профессии.
Заработная плата у швеи сегодня выше средней по региону. При условии хорошей работы в Новосибирске швея зарабатывает 60-70 тыс. руб. в месяц, это вполне достойная зарплата для нынешних реалий. А работодатели, понимая, что эти кадры на вес золота, создают на производстве прекрасные условия труда.
Своя идентичность
Тема импортозамещения, активно обсуждаемая в последний месяц, открыла перед местными представителями fashion-направления новые возможности и предоставила шанс ещё раз напомнить, что дизайн, как одна из отраслей креативных индустрий, развивается.
У представителей креативной индустрии в Сибири - характерный, присущий только им почерк, но в каждом регионе есть что-то своё, особенное, свой сибирский дух. Например, Томск отличает дерево, Бурятию - животные мотивы. А Омск в мире дизайна известен как шьющий город.
Но это история не про вещи, а про то, как дизайнеры небольших локальных марок отражают именно Омск в своей одежде. Здесь можно вспомнить бренд JVCR, который является отличным примером, как популяризировать город, не называя его напрямую. Такие наклейки в итоге можно было наблюдать в разных уголках мира. При этом омские бренды не пытаются мимикрировать под европейские, а отражают локальную специфику.
«В Новосибирске сейчас в торговых центрах освобождаются большие площади, которые занимали крупные бренды. Мы предлагаем эти площади рассмотреть для корнеров российских дизайнеров с трудоустройством рабочих кадров (продавцов, управляющих, менеджеров), которые уже есть и воспитаны иностранными брендами, - рассказала Надежда Исхакова. - Примеры таких пространств есть в Москве. В столице они появились благодаря пандемии. Рынок fashion-индустрии сезонный, и важно, чтобы новая коллекция вовремя встала в торговом зале».
Настоящий рост и дальнейшие действия возможны только в сотрудничестве и в открытости. До пандемии процент представленных в торговых центрах иностранных брендов достигал отметки 80%. И кто знает, какую ситуацию мы будем наблюдать уже через несколько лет?