Корреспонденту omsk.aif.ru режиссёр-документалист Павел Меняйло рассказал о работе над фильмом, об экспедициях на оба полюса земли, мечте побывать в Австралии и о том, чем отличается художественное кино от документального.
Где-то есть город…
Наталья Корнеева, omsk.aif.ru: От омичей о Роберте Рождественском всегда будет много вопросов: хотя он и не омич, но мы его себе «присвоили». Как много времени у вас ушло на создание фильма о поэте?
Павел Меняйло: Роберт Иванович - это человек - культурный код. Когда пытаешься разобраться - понимаешь, что он существует уже в наших генах. Вот молодые парни говорят: «Да мы знать не знаем, кто такой Рождественский! И поэзией не интересуюемся». Но они смотрят кино - и восхищённо произносят: «Да мы же знаем его!» Называют произведения, которые он написал, утверждают, что это здорово...
А над фильмом мы работали два года: от идеи до премьеры.
- Что послужило стимулом к его созданию?
- У нас есть хороший друг - Катя Рождественская, дочка Роберта Ивановича. Она попросила - мы сняли.
- Понравился ей фильм? Были дополнения, изменения, пожелания от неё?
- Есть две версии фильма. Одну мы привезли в Омск, она нравится Кате больше. Люди говорят: это фильм про Рождественского, после которого хочется жить. При его просмотре плачут даже подростки.
- А знаете стихотворение Рождественского наизусть?
- Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест.
Я тащил на усталой спине свой единственный крест.
Было холодно так, что во рту замерзали слова.
И тогда я решил этот крест расколоть на дрова.
И разжёг я костёр на снегу.
И стоял. И смотрел,
Как мой крест одинокий
удивлённо и тихо горел…
А потом зашагал я опять среди чёрных полей.
Нет креста за спиной…
Без него мне ещё тяжелей.
«Люблю путешествовать»
- У вас есть удивительные фильмы. Как вы попали на полюсы? Я ещё понимаю - на Северный, он близко, но на Южный-то как удалось?
- С друзьями. Это были парашютные экспедиции - сначала на Северный полюс, куда меня позвали как режиссёра, затем в Антарктиду. Работал по принципу «один человек, одно кино». В таких экспедициях большая команда не нужна, я сам придумывал, сам принимал решение, сам снимал. А вообще я люблю путешествовать...
- Какие у вас ближайшие поездки? Есть планы, что будете снимать?
- В мае вместе с Александром Розенбаумом ездил по донским станицам, снимали фильм-путешествие о казачьем наследии. Интересное кино, понравится многим.
Сейчас запланированы две экспедиции - на Алтай и на Камчатку: снимаем фильм о новом камчатском аэропорте. Это потрясающая история, когда применяют новые технологии в строительстве, когда гигантский объект строится с машиностроительной точностью, когда у тебя стыкуются детали: все разные по форме и с точностью до миллиметра. Это просто захватывающе.
- Тоже омская история: у нас никак не могут достроить аэропорт…
- Как я понимаю, эти же люди говорили, когда я с ними общался, что они на следующий проект заходят в Омск - на вынос аэропорта за пределы города. Если это будут они - точно будет красиво.
- Вы ведь в Омске не первый раз…
- В 2009 году делал фильм «Город, где я. Омск», это была франшиза. Мы сначала сделали фильм «Город, где я. Новосибирск», потом появился «Город, где я. Омск», затем «Город, где я. Воронеж». И проект затих... Сейчас запускаю его по новой. Он будет немного другим.
- А есть ещё места на планете Земля, где бы вы хотели побывать?
- В Австралии.
- Есть перспектива?
- Слушайте, они удивительные люди: я дважды пытался получить визу в Австралию, но у меня ничего не вышло. При этом у меня был открыт «шенген», была американская виза.
«Квартирник у Маргулиса»
- В документальное кино вы не сразу пришли, а начинали с рекламы.
Сейчас появилась возможность дополнительного финансирования. Фильм о Рождественском мы начинали без денег, потом на помощь пришёл Фонд культурных инициатив. Сейчас учимся и получаем гранты.
Фильм с Розенбаумом снимаем на средства гранта Фонда культурных инициатив, на старте картина про трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина. Есть очень красивый проект о поэте Вознесенском, дважды он подавался на грант, но не прошёл, хотя это вопрос к умению подавать заявки, а не к идее фильма.
- У вас большая команда? Она растёт, раз много задач новых появляется?
- Она разрослась, но не сильно, и мы перекочевали большей частью в Москву. Знаете «Квартирник у Маргулиса»? Это наш проект.
- У вас есть такой проект, где главный герой не человек, а… трактор.
- Это коммерческий проект к 75-летию тракторного завода. Собственно, всю его концепцию можно в песенную строчку уложить. У Высоцкого есть такая, и я её очень люблю: «Я - «Як». Истребитель./ Мотор мой звенит. Небо - моя обитель. / Но тот, который во мне сидит,/ Считает, что он - истребитель».
Кормилец - это кто? Трактор или фермер? Там рассказчиком является трактор, и звучат голоса фермеров из 14 стран мира - Вьетнама, Никарагуа, Южной Африки, Норвегии и т. д. За первый месяц в интернете фильм получил более 2 млн просмотров с отзывами из серии: «Что за ерунда, 17 минут смотрел рекламу и плакал. Пойду поцелую свой трактор».
- Вы технарь по образованию?
- Программист. Есть и педагогический опыт.
- Помогает?
- Педагогический? Наверное, да. У меня пятеро детей.
- Без чего не снять кино? В художественном есть замысел, должен быть какой-нибудь конфликт. А в документальном?
- Ключевое слово - кино. Документальное тоже художественное. Знаете, есть такая присказка, она мне очень нравится: в художественном кино режиссёр является богом, в документальном - Бог является режиссёром (сказал Альфред Хичкок. - Ред.).