В Омском государственном историко-краеведческом музее региональное отделение Союза краеведов России провело очередное заседание публичного лектория, на этот раз темой обсуждения стала монументальная история города, о загадках и мифах первых омских памятников рассказал доктор исторических наук, директор ОГИК музея Пётр Вибе.
Памятник нерукотворный
В России долгое время роль памятников выполняли религиозные сооружения: церкви, часовни, которые возводились во славу господа и были посвящены выдающимся историческим событиям. Например, тот же храм Василия Блаженного в Москве был посвящён победе русских войск и взятию Казани, а стоящий рядом Казанский собор – освобождению Москвы от поляков в 1612 году, Храм Христа Спасителя – героям 1812 года.
Первым скульптурным монументальным памятником России стал Медный всадник Этьена Фальконе на сенатской площади. Его открыли в 1782 году, он изготовлен из бронзы. В то время слово «медь» в русском языке допускалось к употреблению в отношении этого сплава. В Москве первым скульптурным памятником стал монумент Минину и Пожарскому Ивана Мартоса. Он был возведён в 1818 году у собора Василия Блаженного на народные деньги.
«Сибирь и Дальний Восток были самыми бедными на отношении памятников территории. Первым в Сибири появился памятник в Ермаку в Тобольске, это простой обелиск, выполненный по проекту Брюллова в 1839 году. На постаменте было написано «Покорителю Сибири Ермаку», - рассказывает Пётр Вибе. - В этом же году в Барнауле появился Демидовский столб – обелиск в честь столетия горного дела на Алтае. В 1850 в Обдорске (ныне Салехард) возвели памятник генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорду».
История памятника царю-освободителю
Омск был центром Западно - Сибирского степного губернаторства, но памятников в городе не было вообще. Разговоры велись вначале о возведении монумента императору Александру I, затем русскому общественному и государственному деятелю, реформатору, законотворцу Михаилу Сперанскому, Александру II. В 1910 году в честь 50-летия отмены крепостного права в России, решено было установить памятник царю- освободителю. Но к юбилею не успели, хотя по всей стране масштабно праздновалась эта круглая дата. К тому времени во всей Российской империи именно лик Александра II считался самым массовым, воплощали образ царя в бюстах, парадных скульптурах. Вновь к этому вопросу вернулись в 1916 году, когда Омск праздновал 200-летие.
Предполагаемые места установки памятника менялись, фигурирует в архивах площадь перед новым зданием судебных установлений (нынешнее здание Законодательного Собрания Омской области), поскольку и судебная реформа была также проведена Александром II. В 1914 году при закладке здания было определено и место для постамента. С этого и начинаются загадки: кто был автором памятника? Архитектором дома судебных установлений на Соборной площади был Василий Пруссаков. Здание возведено в 1916 году, но был ли там установлен памятник – подтверждения тому нет. Во время работ по восстановлению Успенского кафедрального собора в 2007 году был обнаружен гранитный камень с надписью «Царю-освободителю - благодарный народ». Было ли это частью монумента?
Смотрели омские историки и краеведы в других источниках. Например, в руках исследователей оказался материал из центрального военно-морского музея. Аэрофотосъёмка Омска велась Белой армией адмирала Колчака. На снимках 1919 года видно, что памятника у дома судебных установлений нет. Но при этом памятник там был. Пётр Вибе приводит воспоминания Сергей Голошубина, сына знаменитого краеведа, священника Иоанна Голошубина. Эти записи датируются 1960-е гг, где приводятся детские воспоминания, связанные с Омском после освобождения изгнания Красной армией Колчака.
«Около здания судебных установлений стоял огромный сарай, сколоченный из досок с такой же тёсовой крышей. В середине сарая возвышался на пьедестале памятник Александра II, ещё не открытый, никто ничего о нём не знал. Сарай был разобран сразу, с пьедестала была повержена бронзовая фигура Александра II и долгое время валялась в песке. Множество народа ходило его смотреть, у всех это зрелище вызывало насмешки и острые шутки. В последствие из бронзы была отлита монументальная фигура Карла Маркса примерно в полторы натуры. Карл Маркс был отлит во весь рост в сюртуке со сложенными на груди руками и с непокрытой головой. Его взгляд был направлен вдаль, в грядущее. Памятник был установлен на небольшом пьедестале у стены Дома народного просвещения, теперь Дом пионеров».
Получается, что до апреля 1920 года царь-освободитель был спрятан от людских глаз. Памятник был установлен, но не был открыт. Видимо, те самые вихри враждебные, что веют над нами, не обошли стороной монумент. Тяготы Первой мировой войны, революционные настроения в обществе не дали свершится торжественному событию и народ не успел поблагодарить царя за освобождение от крепостничества. Но загадка о судьбе памятника остается неразгаданной. О бронзовой скульптуре Карл Маркс ничего неизвестно. Если бы был такой памятник, то просто так потеряться он не мог. Ну и по какой причине его б могли снести?
Борцы революции
А памятник Карлу Марксу был, но глиняный или гипсовый. Его сваял очень известный скульптор-монументалист Иван Шадр, который в то время находился в Омске, и ему было поручено Сибревкомом в 1920 году этот монумент возвести на том же самом пьедестале, что и царю - освободителю. Создавался памятник к тяжёлых условиях – было холодно, мастерская не отапливалась. Скульптор намучился с глиной, а когда Маркс был готов, то фигура рухнула и разбилась. Пришлось всю работу начинать сначала. Установили немецкого философа перед домом судебных установлений. Очень интересная деталь – его периодически заносили внутрь здания, оберегая от ветра и дождя. Судьба не известна. Старейший памятник Омска – памятник Борцам Революции. Он находится в мемориальном сквере на могиле 120 политзаключённых, расстрелянных армией Колчака.
«История, связанная с эти памятником, тоже богат на легенды, мифы и загадки, - отметил Пётр Вибе. - В 1921 году на площади между драмтеатром и музеем им Врубеля предполагалось открыть памятник Парижской коммуне, год был юбилейным. Но после, в память о жертвах, расстрелянных перед отступлением колчаковцами, было принято решение установить памятник на том месте, где он находится сейчас. Очень быстро откликнулся тот же самый Шадр, попросил прикомандировать его к губревкому, чтобы вместе с 5 армией не отправили дольше на восток. Но он создает памятник Марксу. Поручили Николаю Виноградову, воспитаннику Строгановского училища. Он с бойцами Красной армии прошёл боевой путь. Приступил к работе над монументом в 1923 году. По замыслу Виноградова, памятник на братской могиле должен был воплотить идею преемственности первой пролетарской революции и революции в России».
Мифами и легендами обросла история создания художественного образа. В Омске каждый горожанин расскажет историю о том, что скульптор изобразил знаменитого мадьяра, красного интернационалиста Карою Лигети, а женщина, что подхватила раненого героя, его боевая подруга. Приводит эту легенду в своей книге сибирская писательница, краевед Мария Клементьевна Юрасова. Свою историю рассказывал Иван Шихатов. Он однажды во французском журнале 1985 года увидел проект памятника скульптора Бертеля, который хотели установить во французском Лиможе в память о погибшем президенте Сади Карно.
«Мы нашли журнал, правда, публикация была за 1895 год, а автором памятника был Брейтель. Бертель был датским художником и скульптором и умер лет за 50 до убийства французского президента. Безусловно, в силу последних исследований уже не выглядит столь однозначной версия Шихатова в отношении омского монумента», - рассказал директор историко-краеведческого музея.
Помимо памятника Борцам революции, на месте мемориального сквера также были установлены в своё время временные монументы. Известно, что они были из дерева. О их судьбе мало известно краеведам, они сейчас активно ищут упоминания об этом. Если у омичей сохранились в семейных архивах какие-либо фотографии, вырезки из газет того времени, то исследователи будут им крайне признательны.
Ещё один памятник той эпохи – мемориал памяти жертв Куломзинского восстания 22 декабря 1918 года. Он на два года младше памятника Николая Виноградова, не так широко известен, поэтому и не оброс таким количеством легенд и мифов. Очень любопытна версия исследователей – памятник сооружён после смерти Ленина и выглядит своей ступенчатой конструкцией как мавзолей, который строился в то время в Москве для вождя.
Он сооружён в виде четырёхступенчатой пирамиды, которая увенчана небольшой ротондой о пяти колоннах. На нижний ярус памятника со всех сторон ведут лестницы с глухими барьерами. В основании памятника – квадрат 5x5 метров с длинными прямоугольными выступами по сторонам. На гранях третьего яруса надписи: на северо-восточной – «Павшим 22 декабря 1918 г.», на остальных трех - «Борцам за свободу». Памятник был сделан из кирпича, оштукатурен и окрашен под бетон. В советское время его белили.
Судьба его трагична, в эпоху перемен он оказался заброшен и стал разрушаться. Тревогу забили в Омском отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Оказалось, что последний раз его реставрировали в начале 80-х годов прошлого века. Сейчас он приведён в порядок. Внутри него есть комната, которая воплне может стать музейным центром событий столетней давности.