Читая ежедневную сводку об очередных жертвах телефонных мошенников - «мамонтах», как называют их кибермошенники, кажется, что истории не меняются, меняются лишь имена героев. От ошибок не застрахованы даже ректоры вузов, что уж говорить о доверчивых пенсионерах и «зелёных» студентах. А так ли страшен чёрт, как его малюют?
Кто во что горазд
Несколько недель назад 20-летняя Ангелина попалась на удочку телефонных мошенников. Девушка возвращалась домой с учёбы, когда ей позвонил некто, представившись сотрудником банка. Омичка недавно устроилась на работу, поэтому новость о том, что на неё оформили кредит, стала настоящим потрясением - как выплатить такую сумму?
Как рассказала Ангелина, она немедленно сбросила вызов и позвонила на горячую линию банка, после чего её карта была заблокирована, деньги остались в сохранности.
С каждым годом мошенники придумывают новые способы обмана. Сейчас, по словам правоохранителей, очередной расцвет переживает схема обмана пожилых людей. Злоумышленники звонят доверчивым гражданам, представляясь следователями и сообщая, что их родственник учинил ДТП. Затем они требуют крупную сумму денег, которая должна покрыть расходы на лечение и прекращение уголовного преследования. Преступники ловко манипулируют чувствами и эмоциями пенсионеров. А молодёжь, как правило, цепляется за крючок лжесотрудников банков.
«Злоумышленник называет фамилию, имя, отчество потерпевшего. Тем самым человек начинает убеждаться, что это сотрудник банка. Некоторые злоумышленники знают, какие операции производил потерпевший», - рассказал начальник отдела уголовного розыска УМВД России по городу Омску Алексей Васильцов.
Как пояснил эксперт, чаще всего мошенники не знают ничего, кроме ФИО потенциальной жертвы. Взволнованный человек сам сделает большую часть грязной работы, добровольно назвав преступникам данные своей банковской карты и другую конфиденциальную информацию.
«Расчёт именно на то, что человек сам расскажет им всю необходимую и недостающую информацию. Цель одна - выудить секретные данные. К ним относится номер платежной карты, срок её действия, три цифры с оборотной стороны карты и код из СМС», - отметила замглавы Омским отделением Банка России Наталья Стрельникова.
Достать можно любого
Один из главных вопросов, который мучает всех, кого успели обдурить мошенники: «Откуда у вас информация обо мне?» На самом деле получить практически все данные о человеке проще простого. Сегодня узнать имя и телефон пользователя не составит труда - большую часть информации можно найти в соцсетях и на сайтах, где нас просят заполнить анкеты.
Помимо информации в свободном доступе, злоумышленники продают и покупают сведения на чёрном рынке. Также не исключены утечки в ходе кибератак на серверы больниц, госучреждений, операторов сотовой связи или компаний-работодателей. Такие преступления раскрываются крайне сложно - мошенники практически не оставляют следов: сим-карты у них липовые, а деньги на «безопасные счета» нередко поступают в криптовалюте. В этом году только в Омской области заведено более 2000 уголовных дел по факту мошенничества. Из них удаётся расследовать лишь 20%.
Проскочить не удастся?
Эксперты подчёркивают - полностью скрыться от пронырливых злоумышленников практически невозможно. Однако стоит насторожиться, если незнакомцы звонят вам сами. Сотрудники банков никогда не обзванивают клиентов, тем более не просят сообщить номер карты или паспортные данные. Ни одно из силовых ведомств не заставляет перечислять деньги на так называемые безопасные счета.
«Если звонок поступает с незнакомого номера, можно скопировать этот номер в строку браузера и посмотреть, кому он принадлежит. Возможно, вы обнаружите пометку «мошенники», - посоветовал Алексей Васильцев.
В случае если вас просят перевести деньги для родственника, который угодил в ДТП, немедленно свяжитесь с человеком. Помните, что в подобных случаях правоохранительные органы не решают вопросы телефонными звонками.
Защитить граждан от действий преступников намерены Госдума совместно с Центробанком: они подготовили изменения в Закон о национальной безопасности, которые позволят блокировать подозрительные переводы на два дня, чтобы проверить информацию о получателе. Если счёт клиента используется только для вывода или транзита средств, операцию можно будет отменить, а банк сможет ограничить доступ к электронным операциям пользователя.
Для контроля базы данных планируется привлечь силовиков, чтобы мошенники были как на ладони. Смогут ли новые меры предупредить волну новых преступлений - узнаем на практике.