Межконфессиональные столкновения, поиск призвания, необходимость заново познакомиться с партнёром и детьми – специалисты рассказывают, с чем обращались люди в период самоизоляции.
Как показала пандемия, люди не готовы к тому, что все члены семьи находятся дома. Избыток прямого общения выявил целый ряд проблем.
Не готовы к общению
Максим Дубовец, врач-психотерапевт, рассказывает:
«В среднем за период самоизоляции количество обращений к психотерапевтам увеличилось на 40%. Примерно 5 из 6 пациентов связывают свои жалобы с карантином и ситуацией в целом, а не с заболеваниями, о которых в общем-то знали раньше. Возьмём, к примеру, обсессивно-компульсивное расстройство (это заболевание, вызывающее навязчивые мысли, может привести к компульсивным действиям; такое поведение, как правило, занимает не менее часа в день и снижает качество жизни. - Ред.)».
У кого-то идёт обострение: человек и до этого часто мыл руки, а сейчас о гигиене звучит из каждого утюга, и он «смывает» кусок мыла за час в ванной. Кто-то, наоборот, столкнувшись с экстренной ситуацией, начинает выздоравливать: заболевания сменяются размышлениями экзистенциального характера - о смерти, жизни и её смысле.
Семейные проблемы касаются не только жён и мужей, но и бабушек, дедушек. Садики и школы не работают - с внуками сидеть некому. Старшее поколение чувствует полное право вмешиваться в жизнь молодых семей.
На первое место выходят отношения с детьми. С одной стороны, выяснилось, что они не умеют себя занимать и живут в пугающей гиперопеке. С другой - родители не знают, что с детьми делать: раньше мама возила их в секции и называла это любовью, а сейчас - вот он перед тобой и его нужно любить самой.
Выгорание как следствие изоляции
Ещё один круг вопросов - нарушение режима дня и сна, выгорание. Ограничения в передвижении, перестройка режима работы дали о себе знать.
На последнем месте - отношения между мужем и женой. С таким вообще редко ходят к психотерапевтам, но всё же стали задумываться: нерешённые конфликты выходят наружу, когда остались лицом к лицу.
«Вы удивитесь, но в последние месяцы у меня было рекордное количество запросов на разрешение проблемы межнационального характера. Иностранные граждане и русские девушки - жили себе и жили, а тут выяснилось, что родители об этом не в курсе. Конфессии разные, а поколение консервативное. Это острая проблема, тут уже не до романтики и розовых очков», - говорит психотерапевт.
Экономическое положение тоже не даёт покоя. Нет никакого ощущения, что государство заботится. Люди не понимают логику указов, не разбираются в связях. То, что они видят, отличается от того, что есть на самом деле: они растеряны, задают много вопросов. В семьях заканчиваются деньги: кого-то уволили или сократили, сложно устроиться на работу, рушится бизнес. Не на кого опереться, кроме себя.
Люди пытаются решить проблемы
Ольга Краля, коуч, автор тренингов в сфере отношений, по-иному видит ситуацию:
«Так как я коуч, ко мне приходят осознанно. Получается прямо противоположная ситуация. Люди возвращаются к проблемам и пытаются их решить: спрашивают, например, как научиться не реагировать на какие-либо недостатки партнёра. Многие девушки хотят научиться любить себя (а не только мужа и детей!). Это ведь правило кислородной маски в самолёте: сначала позаботься о себе, затем об окружающих, иначе всем не выжить.
Когда женщина обращает внимание на себя, жизнь её становится интереснее, недостатки мужа - не такими значимыми, а дети - более самостоятельными.
Я была потрясена, но люди, потерпевшие потери или крах в бизнесе, находили всё новые и новые идеи. В общем, чаще обращались замотивированные на изменения люди.
Специалисты отмечают проблемы профессиональных метаний: перестройка всей рабочей системы на удалённый режим, поиск своего места как специалиста.
Что делать семьям, если ситуация карантина повторится?
Главный совет: задавайте открытые вопросы, честно общайтесь, взаимодействуйте и узнавайте партнёра, ребёнка или родителя. С нуля или вновь».