Почти каждый месяц в Омске возникает скандал вокруг каких-либо зданий, красиво называющихся культурным наследием. В феврале исторический особняк на ул. Косарева, 117, купленный ООО «Медицинская фирма «Дента Плюс» за 14 млн руб. годом ранее, был возвращён из-под крыла коммерсантов региональному минимуществу. Ведомство посчитало сделку невыгодной - мол, доходный дом купца Денисова, построенный в 1914-1916 гг., продан слишком дёшево.
А на днях минкульт обязал региональное УМВД отреставрировать ветшающий деревянный дом И. Е. Имянникова на ул. Сенной, 38. В 2020 году полицейских уже обязывали сделать дорогостоящий ремонт, но средств правоохранители так и не нашли.
Тенденция во всех случаях прослеживается одна - здания не получают должного ухода от собственников. Тратить финансы на лепнину, балконы и арки готов только бюджет. При коммерческом использовании постройки смогут выжить, если их приспособят под современность.
Бюджетная обуза
По данным регионального министерства культуры, на территории Омской области расположено 478 зданий - объектов культурного наследия. И 90 из них - деревянного зодчества. Проблема в том, что снести эти памятники нельзя, но при всём желании государство не способно содержать такое количество единиц старинного фонда, а порой и реставрировать с нуля.
Срок реставрации не должен превышать семи лет. Льготную арендную плату - 1 руб. за 1 кв. м в год - арендатор получает после восстановления. Но если в Москве, Томске, Санкт-Петербурге такая инициатива заработала, то омские коммерсанты не смогли добиться внятного механизма реализации.
«Когда программа стартовала, желающие взять на таких условиях исторические объекты в аренду были. Но наши чиновники кормили их «завтраками» - приходите тогда, когда мы пропишем, как вам объект передать, как вам его забрать. Все ждали-ждали, а потом просто плюнули, - рассказал заместитель председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорь Коновалов.
Историк считает, что сохранности и надлежащему ремонту омских объектов культурного наследия руками коммерсантов мешает неповоротливая бюрократическая система.
«Наш минкульт следит не за сохранностью памятников, а за соблюдением законодательства при сохранности памятника. То есть, если памятник рушится на законных основаниях, это нормально. Законодательство в этой области доведено до абсурда. Нужно извести тонны бумаги на разработку и получение проектной документации, пройти историко-культурную экспертизу, затем обратиться за помощью к лицензированному проектировщику и такому же подрядчику. А то, что лицензированный подрядчик привлечёт к работе тех же нелицензированных гастарбайтеров, с этим как быть?» - задаётся риторическим вопросом Игорь Леонидович.
Хроники деградации
В настоящее время на территории Омска признано аварийными 11 жилых многоквартирных домов, которые являются объектами культурного наследия деревянного зодчества и находятся в муниципальной собственности. В целом на территории Омска около 40 объектов наследия нуждаются в реставрации в той или иной мере.
«На самом деле стоимость реставрации не так высока, как кажется. В прошлые годы инициативными группами нам удавалось приводить дома в должный вид и за 200 тыс. руб.», - добавляет Игорь Коновалов.
Работы по реставрации исторических зданий государством ведутся вполне активно. В 2020 году восстановлен главный корпус училища им. Шебалина, проведён первый этап реставрации здания Военного собрания, отреставрирован дом купца Липатникова, комендантский дом, музей Врубеля, здание общества «Саламандра», дом Шаниной и много чего ещё. И это не только федеральные памятники, хватает среди них и региональных, и муниципальных.
Дело в том, что в практике российского управления городами совершенно не проработаны механизмы, которые позволяю т самим жителям влиять на судьбу исторической среды. Единственный инструмент, что у нас остался - публичные слушания, но они зачастую противоречат интересам властей и застройщиков. Поэтому сегодня нам остаётся только признать: осилить все административные лазы при реконструкции под силу только госзаказчику, этот заказчик сам определяет очерёдность и необходимость проведения реставраций, и зачастую за кипами бумажек чиновникам не видно остальной малоэтажной застройки прошлых веков.