Первое упоминание о строительстве храма в селе Кулачинском относится к 1751 году. В 1903 году на этом месте была воздвигнута каменная церковь, но в советское время она была закрыта и разрушена.
Когда в 1988 году Свято-Никольский храм был передан РПЦ, он стоял без крестов, куполов и крыши. Чтобы привести здание в порядок, вокруг священника, в будущем игумена обители отца Виталия Кляритского, объединились местные жители и омичи. Сначала церковь была приходской, а в 1995 году по указу Священного синода РПЦ был основан мужской монастырь.
На сегодняшний день в состав монастыря входят Свято-Никольская церковь, часовня во имя иконы Божией Матери, мастерские послушников и подворье. Недалеко от храма находится Животворящий Богородичный источник.
Жизнь монахов и послушников монастырей протекает обособленно. Живущие в миру её зачастую не понимают, но все равно хотят узнать о монастырской жизни как можно больше из-за окутывающего ее покрова тайны.
Отказаться от мирской жизни
Мария Арсентьева, «АиФ в Омске»: Как вы пришли к жизни в монастыре?
Отец Николай: Не хочу вдаваться в подробности, скажу лишь, что у каждого есть свои причины, по которым он пришел сюда. Думаете, так просто отказаться от обычной жизни?
- Были ли те, кто покидал обитель?
- Такие случаи в принципе крайне редки. Если монах уходит, то он, чаще всего, возвращается обратно – к прежней жизни очень сложно вернуться.
- Расскажите о вашем распорядке дня.
- С семи утра уже проводятся службы, несём послушание. Помимо этого, ночью проходит чтение псалтыри - с 24.00. до шести утра. Монастырь находится на самообеспечении. У нас есть свой огород, сами все сажаем, овощи выращиваем, например, картошку, морковь.
- Не надоедает однообразие?
- Чтобы понять эту жизнь, нужно ощутить её на себе. Монастырь – это прежде всего место, куда люди пришли собраться с мыслями. Приходите на чтение псалтыри, поймёте.
- Чем вы питаетесь, есть ли особенности у монастырской кухни?
- Это монастырь, а значит, все калории учтены. Рыба у нас два раза в неделю, салаты, в общем, пища сбалансированная, всё, скажем так, по стандарту. Повар у нас хороший, из Москвы, работал в знаменитом ресторане, потом жил три года на Валааме, теперь приехал сюда.
- Оправдан ли стереотип, что в келье тесно? Что вы можете рассказать о ней?
- Келья - это святое место. В келейный корпус женщины не заходят. Если ты монах, значит, живешь один. Койка, тумбочка, стул… Я б не сказал, что мало места. У меня келья примерно 10 квадратных метров, этого вполне достаточно.
Чудеса у источника
- Были ли какие-нибудь интересные случаи, произошедшие в монастыре?
- Как-то пришли в монастырь готы, все в чёрном, в кожаных куртках. Я и пошутил: «Вы, случайно, не из рая?». А мне: «Нет, мы с Московки». Пригласили на чай, побеседовали, хорошие ребята оказались.
ЧТОБЫ ПОНЯТЬ МОНАСТЫРСКУЮ ЖИЗНЬ, НУЖНО ОЩУТИТЬ ЕЁ НА СЕБЕ.
- Часто ли вы так шутите?
- Так по должности приходится. Я благочинный монастыря. Моя задача – проверить, чтобы братья все в бане помылись, всё белье поменяли, поели, чтоб на службу вышли, чтобы послушание вовремя началось. Бывает, что с их родственниками нужно встретиться. Психологически в какой-то степени сложно.
- Происходили ли настоящие чудеса на вашей памяти?
- Есть у нас рядом с монастырем Живоносный источник в честь иконы Пресвятой Богородицы. Ходила туда девушка, больная онкологией, за водой. Приносила её домой, умывалась. После этого встретила будущего своего супруга, а сейчас вот ребёнка ждут.