Как из классной дамы стать бунтаркой, или Причём здесь сапоги Карла Маркса

Девушки-революционерки в Омском тюремном замке. На стене портрет Карла Маркса. © / Омский Центр изучения истории гражданской войны

8 марта мы отмечаем благодаря американским текстильщицам и товарищу Кларе Цеткин. В России есть и свои пламенные революционерки и бунтарки, но о вкладе женщин, положивших свои силы, время, иногда и жизни, история часто умалчивает.

   
   

Среди них – Надежда Михайловна Белоногова, в девичестве Терехова. О ней рассказывает кандидат исторических наук, ведущий архивист Исторического архива Омской области Максим Стельмак.

Надежда Терехова. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

«Это социал-демократка, учительница, активная участница общественно-политического движения в Западной Сибири. Несмотря на весьма значительный вклад в деятельность РСДРП её жизнь не отражена в историографии, имя не вошло в официальный советский пантеон, хотя многие соратники, а иногда и противники в своих мемуарах не раз упоминали о ней, даже спустя десятилетия», - говорит он.

Классная дама Терехова

Родилась Надежда Михайловна в известной омской купеческой семье в 1881 году. Она – племянница Елизаветы Георгиевны Тереховой, ставшей Батюшкиной, в чьем особняке жил Верховный правитель России адмирал Колчак в годы Гражданской войны.

В семье Надежды Михайловны воспитывалось ещё два брата – Сергей и Анатолий – и сестра Мария. Училась она в женской гимназии почётных граждан Поповых, после окончания восьмого педагогического класса сдала экзамен, дающей ей право преподавать школьный курс. Этот факт в будущем будет упоминаться современниками. Её часто будут называть «классной дамой», «классной надзирательницей» и «учительницей».

Активная общественная деятельность служащих на педагогическом поприще в царской России не поощрялась, а потому яркая индивидуальность и смелые высказывания Надежды Михайловны привлекали внимание, в том числе и полиции. Осенью 1905 года властям удалось добыть сведения об участии Надежды Михайловны в революционном движении.

«В 1961 году были изданы мемуары известного революционера Григория Иннокентьевича Крамольникова. В Омске он оказался в марте 1903 года и, перечисляя с уважением различных участников омской организации РСДРП, он называет и Терехову, ставя её в один ряд с наиболее активными деятелями, - рассказывает Максим Стельмак. - Ценные сведения содержат неопубликованные воспоминания омского революционера Филиппа Гавриловича Виноградова, написанные в 1930-е гг. По его словам, примерно в 1904 году в Омске уже был партийный комитет РСДРП, который издавал свою агитацию, хранившуюся у Надежды Михайловны. Она же была и секретарём омского комитета РСДРП, о чём вспоминала её дочь Галина. То, что она являлась секретарем, знали не все соратники, что позже значительно помогло во время арестов».

   
   
Женская гимназия, где работала Терехова. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

Обратили своё пристальное внимание полицейские на Терехову из-за брата, который бежал из ссылки.

Первые аресты и Карл Маркс

Первый арест Надежды Михайловны последовал в 1906 году, 8 января задержали нескольких воспитанников мужской гимназии и её. Через сутки за решётку загремел коллега Тереховой, преподаватель естествознания женской гимназии, член Западно-Сибирский отдел Императорского русского географического общества Михаил Сиязов. Причиной этого стало выступление Тереховой и Сиязова на педсовете, явно неодобренного его председателем Шумиловским. Они были против исключения гимназисток за их взгляды. Об этом даже писали в прессе, репортаж о происшествии появился в томской газете «Сибирская жизнь».

М. М. Сиязов Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

«Об этом также можно найти упоминания в дневнике анонимного омского черносотенца, который был издан в 1911 году, - говорит Максим Стельмак. - У автора особую неприязнь вызывали оппозиционно настроенные учителя и ученики. Судя по всему, анонимом был педагог А. Е. Алекторов. Он отметился сочинениями, описывающих в негативных красках революционеров. Так что кроме соратников по общественно-политическому движению Надежду Михайловну упоминали и противники».

За арестом последовала административная ссылка, полгода Терехова пробыла в Самарской губернии. 10 июня 1906 года ей разрешили вернуться в Омск, о чём сообщала газета «Степной голос». Впрочем, уже 20 декабря она вновь арестована. В протоколе пристава 5 части г. Омска А. П. Каргаполова, который вместе с околоточным надзирателем А. В. Масехиным в доме купца Терехова по ул. Тобольской произвели обыск, были обнаружены 22 брошюры и 44 прокламации, призывающих к свержению царя.

Омский тюремный замок. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

Надежда Михайловна попала в Омский тюремный замок

«О пребывании Тереховой в заключении оставлены воспоминания конца 1950-х гг. её соратницы по партийной работе Анны Зиновьевны Судаковой, отчисленной в начале 1905 г. с фельдшерско-акушерских курсов в Томске за революционную деятельность. В Омске она работала в подпольной типографии. 20 ноября 1906 г. Судакову арестовали на городской конференции РСДРП в числе 38 человек (включая К. А. Попова, В. Г. Шанцера, В. В. Куйбышева). Терехову же, спустя месяц, поместили в камеру, где и сидела Судакова вместе с ещё шестерыми девушками, привлечёнными по политическим статьям, - рассказывает Стельмак. - Как вспоминала Анна Зиновьевна, начальник тюрьмы, некий Иванов (в других местах она называла его Иваницким) разрешил Тереховой повесить полученный от родственников портрет Карла Маркса в камере и пустил туда фотографа, поскольку опасался возможной победой революционных сил».

С именем Маркса существует отдельная история. Ещё в 1890-х годах появляется в России рассказ «Сапоги Карла Маркса», в котором сатирически описана среда марксистов. Автор А. Трнк. Её обсуждали в кругах социал-демократов, в Омске тоже. Тереховой рассказ понравился, а на одном из собраний речь зашла о партийных кличках. Кто-то и предложил дать кличку «сапоги Крала Маркса» ей и её соратнице Тыжновой.Такой псевдоним сбивал с толку жандармов, которые удивлялись фразам в перехваченных письмах про сапоги: то надо их найти, то «необходимы сапоги Карл Маркса».

Обложка книжки Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

Ссылка, замужество, Первая мировая

В 1907 году, после месячного заключения, Терехову вновь высылают из Омска, поскольку она «принадлежит к числу весьма деятельных членов омских революционных организаций». Она выходит замуж за Тимофея Павловича Белоногова (1873-1941), известного курганского революционера, учителя, журналиста. В 1908 году у них родилась дочь Галина.

Белоногов Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

К 1910-м годам Белоноговы живут в Омске, ведут активную работу в РСДРП, полиция за ними присматривает. Первую мировую войну они вероятно встречают на позициях «пораженцев», осуждающих за войну царское правительство, но считавших необходимым оказывать помощь семьям мобилизованных, полагая, что простые люди не должны страдать из-за действий властей. В августе 1914 года Надежда Михайловна вошла в городскую исполнительную комиссию по оказанию помощи семьям с детьми призванных на войну, участвовала в сборе денег, организации работы детского приюта и ясель. В то время Белоноговы проживали по адресу: угол Перевозной и Петропавловской, д. 86 (угол Масленникова и 6-й Линии).

Где-то в 1915 году они переезжают в Курган, кажется, пристальное внимание полиции стало тому причиной. Тимофея Белоногова после первой революции 1917 года избирают председателем Совета рабочих депутатов. В конце 1919 года семья снова вернулись в Омск. Вся семья проживала в доме по ул. Сажинская, 15. Их дочь Галина стала учительницей.

Белоноговы с дочерью Галиной. Фото: Омский Центр изучения истории гражданской войны

Надежда Михайловна Белоногова умерла 16 марта 1930 года в Омске. Тимофей Белоногов был активным общественником, являлся учёным секретарём отделения географического общества. Его последние годы жизни связаны с Центральным бюро музейной и краеведческой работы в Москве. С1934-го он почётный пенсионер. Умер в Москве в сентябре 1941 года.

«Жизненный путь Надежды Михайловны был относительно недолгим, противоречивым, наполненным сложностями самого разного характера. Её исторический портрет не вписывается в ментальный формат большинства коллег из числа учителей той эпохи, - отметил Максим Стельмак. - Возвращаясь к генеалогии Батюшкиных и Тереховых, подчеркнём по аналогии, что взгляды нашей героини также значительно отличались от воззрений представителей своего сословия и семейного клана, в частности. Но здесь стоит заметить, что даже в выходцах из консервативного сибирского купечества, находились «исключения из правил», каковыми стали Надежда Михайловна, ее родные брат и сестра, избравшие для себя революционную стезю.


Реконструкция биографии Надежды Тереховой стала возможной благодаря опубликованным и неопубликованным мемуарам и материалам делопроизводства жандармерии, выявленные в фондах Исторического архива Омской области. Помощь Анастасии Шашевой и библиографа-краеведа Варгашинской центральной библиотеки Курганской области Николая Юрьевича Толстых дала возможность биографию Тереховой наполнить новыми фактами.


Часто я слышал такого рода вопросы: зачем революционеры до 1917 г. в Российской империи, советские диссиденты в 1970-1980-е гг. в СССР вообще пытались что-то делать, критиковали режим, правителей, войны, социальное неравенство, особенно если они сами были из небедных семей. Ведь так и не получилось в истории России построить ни социализма, ни свободы, ни демократии. Почему же они не жили спокойно, лояльно властям, пользуясь положением родителей. Ответ очень простой, на мой взгляд – они меньше думали о себе, не могли закрывать глаза на несправедливость. Как пел известный омич Егор Летов:

С головой под одеяло, чтобы стало хорошо

Но это всё не здорово, это непонятно

Это всё не здорово, это всё не так.