Финансовое давление. Омичей научат избегать навязчивых коллекторов

Не все методы взимания долгов оказываются законными. © / фото Александра Фирсова / АиФ

Естественно, по объективным причинам, такое взаимодействие обычно несёт в себе негативный оттенок. И ладно бы внимание коллекторов было приковано к злостным неплательщикам, но часто в «сети» подобных организаций попадаются и вполне законопослушные граждане, которые не заслужили многочисленных звонков и гневных смс с требованием вернуть долг. Чаще всего они проходят в кредитном договоре лишь как контактные лица должника. Но прессуют их обычно «по-взрослому».

   
   

Единый реестр

Множественные перегибы и даже конфликтные ситуации в данной сфере, о которых сообщает пресса, потребовали от государства появления более жёсткой и ответственной системы контроля за деятельностью таких микрофинансовых организаций (МФО). Поэтому нет ничего удивительного в том, что с 1 января текущего года указом Президента России на судебных приставов возложены полномочия по ведению госреестра и госнадзора за деятельностью компаний, занимающихся возвратом просроченной задолженности. За прошедшие месяцы текущего года в государственном реестре зарегистрировались 145 юрлиц. Из них 8 работают на территории Омской области.

«На сегодняшний момент рассмотрено больше 260 обращений граждан, им оказана правовая помощь во взаимодействии с коллекторскими компаниями, - говорит замначальника соответствующего отдела УФССП по Омской области Татьяна Корикова. - Если смотреть по структуре жалоб, то больше 80% обращений поступили от граждан, которые не брали кредиты, но им всё равно звонят представители микрофинансовых организаций, занимающиеся возвратом долгов. Правда, есть и жалобы и от граждан, которые кредит всё-таки взяли, но изначально не собирались его возвращать. Они тоже жалуются на то, что им звонят коллекторы. Хотя возвращать деньги по-прежнему не хотят».

Сотрудники ведомства получили право проведения как плановых, так и не плановых проверок коллекторских МФО. По словам представителей службы судебных приставов, они находятся в постоянном деловом контакте с компаниями в рамках поступивших обращений.

«К сожалению, действующий закон ещё достаточно сырой и значительную часть используемой терминологии законодатель не изложил. Поэтому мы часто обсуждаем все судебные процессы данной тематики. И подконтрольные юрлица вынуждены искать ответы на многие возникающие вопросы в судебной практике», - продолжает Корикова.

Практика разъяснения

Действительно, сами представители агентств, занятых взысканием долгов, сетуют, что в нормативных документах содержатся не очень понятные требования. В частности перед ними поставлен запрет на слишком навязчивое взаимодействие с должником. Однако само слово «взаимодействие» не расшифровывается.

«Законодатель требует определённым образом формировать смс-сообщения и письма должнику. Из-за чего возникают коллизии, - объясняет представитель одной из компаний на этом рынке Сергей Ширяев. - Например, введены ограничения по количеству смс-сообщений, которые можно отправлять должнику в день. Параллельно существуют требования к тексту такого сообщения. В нём мы должны прописать название компании, кого из кредиторов мы представляем и как можно связаться с менеджером. На всё это технически не хватает символов, предусмотренных для одного смс-сообщения на русском языке. Приходится отправлять текст, входящий в 2-3 сообщения. И мы не понимаем это уже нарушение нового закона или ещё нет? И подобных ситуаций достаточно много».

   
   

«Есть проблема и в разграничении терминов «звонок» и «телефонные переговоры», - продолжает ещё один представитель участника коллекторского рынка Денис Романов. -  Уже есть судебная практика первых инстанций, где определенно, что применительно к закону нужно говорить о взаимодействии с должником как о «переговорах». Их формат предусматривает, что коллектор звонит заёмщику или его представителю, представляется сам, идентифицирует собеседника, передаёт нужную информацию и получает обратную связь».

Проще говоря, коллекторы уверены, что для успешного взаимодействия требуется диалог двух лиц. А если заёмщик просто бросил трубку, то по идее коммуникация не состоялась и эта попытка засчитываться не должна. Судебные органы в первых подобных делах согласились с этой логикой.

Отписаться от навязчивых рассылок

Зато если речь идёт о звонках и сообщениях в адрес так называемых третьих лиц, то у последних есть все возможности раз и навсегда избавиться от навязчивых коллекторов. Для этого в ряде случаев достаточно просто сообщить звонившему менеджеру о том, что вы не имеете отношения к взыскиваемой задолженности.

«Мы сразу перестанем использовать этот номер в качестве рабочего и не звоним на него, - уверяет Ширяев. - Важно понимать, что объём номеров третьих лиц в кредитных договорах достаточно большой. Они составляют больше 80% в базе, переданной банками в адрес компаний занимающихся возвратом просроченной задолженности. Поэтому чем меньше у нас лишних номеров – тем эффективнее работа и меньше денег мы тратим на связь».

Коллекторы поясняют, что номера третьих лиц в качестве контактных оставляют сами должники, а для коллекторских фирм все контакты – это номера телефонов по которым можно найти самого заёмщика. Компании из данного сектора МФО вынуждены «прозванивать» каждый из них, добиваясь связи с должником.

Правда, на практике не всегда после уведомления собеседника о том, что он не является должником и о местонахождении заёмщика не имеет представления, коллекторы перестают донимать его звонками. В таком случае и наступает момент, когда нужно обращаться к судебным приставам.

«Прежде чем прийти в управление, стоит предварительно написать заявление, приложить в качестве доказательства детализацию звонков. В заявлении стоит подробно изложить обстоятельства происходящего. Если возникли проблемы с составлением такого заявления, то можно получить консультацию по телефону в рабочее время. Для этого стоит набрать номер 97-67-14», - уточняет Татьяна Корикова.