Эксклюзивная профессия. Чем занимаются омские метеорологи?

День метеорологии отмечается 23 марта. © / pixabay.com

23 марта во всём мире отмечается День метеорологии. За эту сферу деятельности в Омске отвечает Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Предприятие охватывает территорию от границы с Казахстаном до Карского моря и работает в четырёх субъектах России: Омской и Тюменской областях, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.

   
   

О том, чем занимаются специалисты, об оснащении управления, сложных периодах в работе, ответственности и точности прогнозов рассказала Наталия Криворучко, начальник Обь-Иртышского УГМС.

В организации трудится около 1400 человек. В их работе есть множество направлений: авиаметеорологическоге обеспечение, наблюдение за солнечной радиацией, гидрология, мониторинг загрязнения окружающей среды и агрометеорология. Сейчас последнее направление деятельности особенно актуально, от него зависит работа аграриев. В структуре УГМС есть два пункта, где ведётся наблюдение и за озоном, - в Ханты-Мансийске и в Омске.

Оценка работы - по прогнозу

«Конечно, то, что у всех на виду и то, по чему нас оценивают, – прогнозы погоды. В таком большом коллективе работают всего около сотни синоптиков. 28 работают на население у нас и в трёх филиалах, остальные на гражданских авиаметеоролгических станциях, то есть в аэропортах, составляют прогнозы погоды уже для авиационных предприятий. Самая главная наша задача – спрогнозировать опасное явление, минимизировать ущерб от него и, конечно, сохранить жизнь и здоровье людей», - говорит Наталия Криворучко.

Сейчас в жизни метеорологов наступает напряжённый период весенне-летний. В предпаводковый период многие учреждения планируют свои действия на основе их прогноза.

Самый напряжённый период в работе - весной и летом. Здесь и паводок, и шквалы, и град. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

«Для нас периодов спокойных нет, опасные явления могут наблюдаться круглый год. Сейчас это вода, вскрытия, заторы, максимальные уровни в реках. Но самый опасный период - весенне-летний, переходный: образовываются явления, связанные с конвекцией. Они часто бывают локальными, тяжело прогнозируются. Это шквалы, которые проходят узкой полосой. Крупный град, который может нанести серьёзный ущерб экономике», - объясняет Криворучко.

Все явления, связанные с фронтами, специалисты могут предсказать заранее. Ситуация может быть опасной, но есть время, чтобы уточнить данные и подготовиться. А летом времени для составления прогноза опасного явления практически не бывает. В лучшем случае есть три-пять часов, чтобы составить прогноз, но иногда бывает один-два.

Самая главная задача – спрогнозировать опасное явление, минимизировать ущерб и сохранить жизнь и здоровье людей.
   
   

«Работа очень сложная, напряжённая, ответственная и часто неблагодарная: прогноз есть прогноз, в любом есть погрешность. 100%-ной оправдываемости не бывает никогда во всём мире, ведь атмосфера всё время в движении. Синоптик выпускает прогноз по полученной информации, а в это время она уже меняется. Несмотря на то, что западные страны более оснащены, более густая у них метеорологическая сеть, но мы можем гордиться своими прогнозами, у нас работают квалифицированные кадры с большим опытом», - уверена Наталия Криворучко.

Методику «примеряют» два года

Оправдываемость прогнозов сибирских синоптиков довольно высокая, из года в год она растёт. Сейчас достигла 97%. При этом в других странах прогноз уточняется в течение дня, а по методикам Росгидромета оценивается изначальный прогноз на сутки. «Гидрометеорология – лицензированный вид деятельности. Организация, составляющая прогнозы должна иметь лицензию. Требования при получении её предъявляются жёсткие. Конкурентов много, но любые сайты, которые составляют прогнозы, не могут делать это просто так, они используют данные метеостанций. А метеостанции – наши, находятся системе Росгидромета. Но данные нужно ещё и грамотно использовать. Мы брали данные с нескольких сайтов и анализировали в течение нескольких месяцев. У них в лучшем случае было 60-80% оправдываемости, у нас 97%. Тем более прогнозы опасных явлений выпускаем только мы», - напоминает Наталия Криворучко.

Синоптиков часто спрашивают, помогают ли им в работе народные приметы, не предполагая, что их работа это не «посмотрел в окно и на градусник и сообщил», а анализ большого потока данных.

«Работая в гидрометцентре даже если и знал до этого какие-то приметы, все отметаешь и забываешь. Всё это непрофессионально. Даже не сопоставляем их с действительностью», - говорит Криворучко.

При составлении прогноза используются определённые методики, которые разрабатывают институты Росгидромета. Эти разработки испытывают уже на местах - минимум два года. Методика, отлично работающая на Дальнем Востоке или в Европе, может совершенно не подойти для Сибири. По результатам двухлетних испытаний составляются отчёты, которые отправляются в центральную комиссию Росгидромета, где и принимают окончательное решение. Так, в последние годы в Обь-Иртышском испытывали методику для прогнозирования шквалов.

Работа очень сложная, напряжённая, ответственная и часто неблагодарная: прогноз есть прогноз, в любом есть погрешность.

Вся информация, которая необходима синоптику, отображается на карте специального программного обеспечения. Данные приходят с автоматических комплексов, они определяют направление и скорость ветра, давление, влажность, температура воздуха и почвы.

Облака – только на глаз

Но если, например, отключили электричество или техника вышла из строя по какой-то другой причине, в ход идёт табельное оборудование: флюгер, различные термометры - не обычные, а специальные метеорологические. По нескольку штук для определения температуры, влажности. Есть ртутные и спиртовые (они работают, когда ртутные замерзают при -36°). Термометры установлены и в почве на глубине от 20 до 320 см. Высоту снежного покрова помогают определить снегомерные рейки.

Синоптики учитывают даже форму облаков. Фото: АиФ/ Григорий Белозеров

Несмотря на наличие автоматических приборов, есть параметры, которые мы определяются только визуально: вид облаков, состояние поверхности почвы, например. Вся полученная информация в зашифрованном виде через спутник уходит в службу приёма и передачи данных. Сначала в региональный центр сбора - Новосибирск, а затем в Москву.

Найти квалифицированные кадры для работы в УГМС, особенно синоптиков довольно сложно. Поэтому в Омске периодически возникает проблема со специалистами. Профессия эксклюзивная, специалистов мало, и готовящих их вузов тоже мало. Единственный специализированный - Российский государственный гидрометеорологический университет в Санкт-Петербурге.

«Там хорошая теоретическая база, и практика в таких учреждениях, как наше. Оттуда приезжают хорошие специалисты. В прошлом году у нас появился синоптик – молодой парень, мы его ждали, он к нам приезжал на практику. Готовят и другие университеты на определённых факультетах в Саратове, Перми, Иркутске Казани. Но такого уровня университет один, - объясняет Наталия Криворучко. - Если гидрологов мы можем взять из аграрного или педагогического университета, переквалифицировать, доучить, то с синоптиками - большая проблема»

Сейчас специалисты Обь-Иртышского УГМС налаживают работу с омской мэрией, чтобы руководство города получало информацию не только об опасных явлениях, штормовых предупреждениях, а было в курсе ежедневно.