Студенты хотели, хотят и будут хотеть сделать процесс обучения проще, поэтому и над качественным написанием дипломных и курсовых работ многие из них сидеть не хотят – берут части из разных источников и вставляют в работу, выдавая за своё. Несколько лет назад в вузах стали использовать систему «Антиплагиат», которая находит в тексте заимствования и показывает процент уникальности работы. О том, как студенты научились обходить эту программу и об общем уровне эрудиции современной молодёжи корреспонденту omsk.aif.ru рассказал заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Сергей Демченков.
Видно невооружённым глазом
Анна Золкина, omsk.aif.ru: Недавно вы написали пост в сети Facebook, в котором шла речь о системе «Антиплагиат», которую студенты часто обходят и выдают чужие тексты за свои. Расскажите о самых банальных приёмах, которые используют студенты и о которых прекрасно знают преподаватели?
Сергей Демченков: Если говорить о заимствованиях, то чужой текст в студенческой работе в большинстве случаев виден столь же явственно, как заплатка на одежде. И чем больше заплатка - тем она виднее. Люди, прибегающие к плагиату, особой старательностью и высокой грамотностью, как правило, не отличаются, а потому очень редко читают чужой текст, который они вставляют в свою работу. Поэтому в студенческой ВКР появляются фразы, наподобие: «Как было указано в первой главе нашего диссертационного исследования», «А теперь, ребята, поговорим о ...». Ещё один характерный признак - стилистический разнобой и смысловая несогласованность, когда куски текста, позаимствованные из разных источников, никак не стыкуются друг с другом. На самом деле, таких примет очень много. Чтобы грамотно скрыть заимствования, органически встроить их в свой текст, нужно обладать немалыми способностями. «Антиплагиат» обмануть легко, живого преподавателя - очень непросто. Для этого придётся хорошо потрудиться.
- Вы занимаетесь в том числе и тем, что подписываете заключения об объёме заимствований в студенческих дипломных работах. Какой в среднем процент уникальности текста в дипломных работах студентов?
- Я никогда не пытался вычислить какой-то усреднённый показатель - это будет такая же абстрактная и бесполезная цифра, как средняя температура по больнице. Во-первых, многое зависит от того, естественнонаучная это работа или гуманитарная. У гуманитариев, помимо цитат из научной литературы, в работе может быть много цитат из источников (художественные произведения, исторические документы, законодательные акты и т.п.). Во-вторых, тема исследования может предполагать разный объём цитирования. Степень оригинальности хорошей гуманитарной работы, как правило, составляет от 70% до 90%. Если этот показатель заметно меньше или заметно больше (т.е. приближается к 100%), это обычно заставляет присмотреться к работе повнимательнее.
Меньше знаешь – лучше спишь
- Вообще уровень подготовки студентов в последние годы снизился? Если да, то с чем вы это связываете?
- Да, безусловно, снизился. Причин тому много, но главная - это образовательные реформы последних полутора десятилетий, которые сводятся к чудовищному усилению формального контроля над образованием и пренебрежению его содержательной стороной. О качестве образования сейчас судят не по знаниям и умениям выпускников, а по правильности оформления бумаг. А время, отводимое на так называемую внеаудиторную работу, в том числе на работу над курсовыми и дипломными проектами, с каждым годом уменьшается, как шагреневая кожа. Во многих вузах на курсовую преподавателям выделяется 2-3 часа. Что за это время можно успеть? Разве что прочитать работу и поставить оценку в зачётку.
- Как проверялась уникальность работ до изобретения «Антиплагиата»?
- Как я уже говорил, преподаватель (если он, конечно, ответственно относится к своей работе) - лучший детектор плагиата, который очень сложно обмануть.
Не превышай!
- Что будет со студентом, если система выявит, что в его работе процент заимствования превышает норму?
- В разных вузах к этому подходят по-разному. Насколько мне известно, закон не устанавливает никаких жёстких нормативов по степени оригинальности выпускной квалификационной работы. Поэтому правильный, на мой взгляд, порядок такой: допускать все «проблемные» работы к защите, сопровождая их заключением об объёме и природе заимствований. Если, например, работа полностью списанная, комиссия, ознакомившись с ней и с подготовленным завкафедрой заключением, просто поставит студенту неудовлетворительную оценку. Бывают же случаи, когда в теоретической главе процент заимствований очень высок, но практическая часть представляет собой самостоятельно выполненное студентом исследование, и ему есть, с чем идти на защиту. Я не говорю уже о тех случаях, когда использование текста собственных научных публикаций расценивается программой как плагиат.
Надо избегать чисто формального подхода в оценке работ: недотянул до нужного процента - не допущен! Понять, какова действительная ценность исследования, в состоянии только квалифицированный специалист. «Антиплагиат» должен применяться лишь как удобный вспомогательный инструмент в его работе - и не более.
- Проверяют ли на «Антиплагиате» работы людей, готовящихся стать кандидатами или докторами наук?
- Да, последние года два такие проверки проводятся в обязательном порядке.
Напомним, Сергей Демченков на своей странице в Facebook опубликовал пост о том, как изощрённо студенты пользуются системой «Антиплагиат». Он вызвал острый интерес: пользователи активно комментировали пост и делились своим опытом работы с системой.
Смотрите также:
- Социальный тренажёр. Руководитель студотряда – о кризисе и горничных →
- Выбор профессии. На кого пойти учиться: на экономиста или биолога? →
- Сергей Гиль: «Карьеру можно сделать, занимаясь тем, что нравится» →