В Омске педагогам помогают с «дистанционкой»

Виктор Крутов / АиФ

Массовое дистанционное обучение стремительно ворвалось в нашу повседневность и, как бы то ни было, прочно обосновалось в ней. Онлайн уроки и задания в Вотсап – явления, которые не смогли обойти, наверное, ни одну омскую семью. Интернет пестрит советами, как адаптироваться родителям и детям к получению знаний в цифровом пространстве. А кто поможет педагогу? О сервисах и других видах поддержки для преподавателей на zoom-конференции «АиФ в Омске» рассказали специалисты образовательной сферы.

   
   

По итогам проведенных Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации мониторинга и опроса можно сделать не утешительные выводы относительно прошедшей весны и вынужденного перехода на дистанционное обучение.

Стресс для педагога

В условиях, когда привычный ритм учебного процесса в образовательных организациях был нарушен в связи с пандемией коронавируса COVID-19, а существующие правила и нормы в условиях форс-мажорных обстоятельств не действовали, резкий переход на дистанционное обучение показал, что далеко не каждый учитель обладает цифровой грамотностью. По данным мониторинга низкая цифровая грамотность отмечена, как минимум, у 30% учителей, каждый пятый педагог не умел пользоваться сетью интернета. Не каждый учитель был обеспечен необходимыми техническими средствами, только в 11% исследованных регионов педагогические работники имели постоянный доступ к Сети. Для многих учителей основным средством связи был смартфон. Многие школы в оперативном порядке своими силами обучали педагогов, проводя тренинги и курсы. Педагогические работники тратили собственные средства на покупку необходимой техники при отсутствии компенсации личных расходов на оплату услуг связи, в том числе сетевого трафика (в 63% исследованных регионах). Недостаточной была методическая и психологическая поддержка нуждающихся в ней учителей, работавших практически круглосуточно. Большинство педагогических работников оценили опыт онлайн обучения как стресс.

Сегодня преподаватели работают в новых условиях. Фото: pixabay.com

Перегруженность педагогических работников наблюдается, как показывают данные проведенного всероссийского опроса, и в новом учебном году в связи с возникшей необходимостью соблюдения мер санитарно-эпидемиологической безопасности участников образовательного процесса в офлайн режиме с учётом рекомендаций Роспотребнадзора и с возникновением новой практики, связанной с обеспечением возможности, по желанию родителей, обучения отдельных детей в дистанционной форме.

Учитывая необходимость в создавшейся ситуации применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий наряду с традиционными формами обучения, Министерство просвещения России планирует с 1 сентября 2020 года до 31 декабря 2022 года провести в 14 субъектах РФ эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, которую можно было бы затем использовать на всей территории России. Омская область не входит в проект.

Вместе с тем, уже сейчас очевидна необходимость совершенствования норм, условий и оплаты труда, охраны здоровья педагогических работников, работающих в онлайн режиме, а также одновременно в онлайн и офлайн режимах.

Как пояснил председатель Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Евгений Дрейлинг, несмотря на то, что дистанционный формат стал очень скоротечным явлением, омский регион среди других субъектов с первых дней скрупулёзно отработал свою систему онлайн-обучения. «Сегодня отлажена работа методических служб. Оказывается, необходимая, всесторонняя методическая и психолого-педагогическая поддержка работникам образования. И в этом заслуга слаженной работы специалистов региональных и муниципальных органов управления, Регионального информационно-аналитического центра и Института развития образования Омской области», - рассказал Евгений Дрейлинг.

   
   

Цифровой охват аудитории

Проблем много, это ясно всем. Специалисты образовательных учреждений в ходе мероприятия постарались рассказать о возможных решениях для них. Так спикеры поведали о том, какие сервисы лучше использовать педагогам в процессе дистанционного обучения.

По словам начальника центра цифровой трансформации и информатизации образования КУ РИАЦ (региональный информационно-аналитический центр системы образования – ред.) Омской области Виктории Абрамовой, все школьники и образовательные учреждения региона сейчас зарегистрированы на  Дневник.ру. Педагоги склонны делать выбор в пользу сервиса благодаря возможности выкладывать задания, как для всего класса, так и индивидуально.

Учи.ру – образовательная онлайн платформа, собравшая 15% аудитории от общего числа учащихся, чаще используется преподавателями для заполнения электронных дневников и журналов.

Третий ресурс в списке – РЭШ (Российская электронная школа) – позволила использовать полный спектр инструментов при обучении. Для ребят с 1 по 11 класс здесь выкладываются видео уроки, краткий конспект по теме, онлайн задание.

«Минус ресурса, наверное, в том, что предоставлен стандартный набор к каждому уроку. Задание невозможно дополнить или расширить», - прокомментировала изъян РЭШ Виктория Анатольевна.

С новыми ресурсами учиться стало интереснее. Фото: pixabay.com

Достаточно часто омскими учащимися используются «ЯКласс», «ЯУчебник». В них педагоги по достоинству оценили электронные рабочие тетради, которые были разработаны по учебникам издательства «Просвещение».

Не сложно догадаться, что для связи с учениками и родителями, педагоги чаще выходят в Skype, Zoom, WhatsApp и другие мессенджеры. 

«Анализируя работу педагогов за весенний период в сентябре, мы пришли к выводу, что эти электронные ресурсы и сейчас используются для оптимизации образовательного процесса в очной форме», - резюмировала Виктория Абрамова.

Эксперимент «ВКонтакте»

Важный совет от специалистов: не останавливаться на достигнутых результатах в работе с сервисами, пробовать что-то новое. Результаты не заставят ждать.

«В рамках реализации федерального проекта «Образовательная среда» в этом году Омская область стала участником эксперимента по внедрению цифры. В ряде омских школ идёт тестирование информационно-коммуникационной образовательной среды, которая создана на базе «ВКонтакте». Платформа позволяет обмениваться видео сообщениями и любыми другими файлами между всеми участниками. Главный плюс – внедрена возможность проведения видео конференций в режиме онлайн», - добавил директор КУ РИАЦ Олег Грицина.

Скорая методическая помощь

«С апреля, как только было объявлено, что школы переходят на дистанционное обучение, мы открыли на сайте института специальный раздел «Скорая методическая помощь» - ответы поступали сутки спустя. Период наибольшей активности – до мая месяца. За это время приняли около 80 вопросов. Точнее, вопросов было больше, по сути, они были сведены к 80 ответам», - рассказала проректор по проектной деятельности БОУ ДПО «ИРООО» (институт развития образования Омской области – ред.) Марина Сейтмухаметова.

Основные затруднения педагогов касались правильной подачи сложного материала и заданий повышенной сложности, проведении текущего контроля, обратной связи со стороны родителей, комментирования ошибок, сделанных учениками, защиты индивидуальных проектов. По словам представительницы образовательного учреждения, за сутки педагоги получали и получают сегодня полные методические рекомендации в соответствии со всеми нормами в сфере образования.

«Вопреки нашим ожиданиям, волнения педагогов и учеников по части подготовки к ЕГЭ быстро улеглись. В первую очередь, благодаря своевременному наполнению интернет ресурсов материалами и ссылками полезных видео уроков», - добавила Марина Валентиновна.  

Педагоги по внеурочной деятельности и дополнительному образованию также получили точные рекомендации по организации досуга детей, проведению творческих конкурсов, викторин, монтажу видеофильмов и проч. Для многих учителей период жёстких ограничений стал поводом обретения новых возможностей. Кто-то научился монтировать ролики и оформил собственный YouTube канал, у кого-то ученики всерьёз засматриваются фильмами с культурных и научных кабельных каналов.   

Главное – возраст

Вполне ожидаемо для методистов было, что педагоги вузов и ссузов, которые давно освоили дистант, вопросов почти не задают. Сложнее дело обстоит со школьниками младших классов: ситуация осложняется возрастом учеников и, соответственно меньшей самостоятельностью. Кроме того, зачастую негативное влияние на процесс получения знаний оказывают родители.  

Но и здесь педагоги региона приходят на помощь коллегам, делясь советами, как вывести ребёнка и его родителей в Сеть, как наладить отношения с конфликтными родителями. Ответы и понимание ситуации – вполне серьёзные.

«Мы пришли к чёткому пониманию того, что дети, которые высоко мотивированы к обучению, у которых сформированы навыки саморегуляции, которые могут управлять своим временем, они лучше готовы к дистанту. Эти дети в дистанте смогли дополнительно освоить какие-то дополнительные курсы, найти занятия по интересам», - углубилась в вопрос первый проректор БОУ ДПО «ИРООО» Оксана Колядинцева.

Дети быстро адаптировались к дистанту. Фото: АиФ/ Светлана Болотникова

Послабления на дистанте

Участники конференции особо отметили, что ученикам на дистанционном обучении даются послабления. Это касается и оценивания работ, и освоения сложного материала.

«Мы не оцениваем очень жёстко детей. Послабления весной были. Дети могли повторять, уточнять информацию, возвращаться к размещённым материалам. А сложные темы с прошлого перенесены на текущий учебный год, таким образом откорректирован учебный план. Для нас важны будут итоги этого года», пояснила Оксана Александровна.

Объём, который даётся на уроках, омским школьникам уменьшили втрое. Всероссийские проверочные работы вместо мая провели в октябре.

«Приказ № 536 Министерства образования РФ гласит, что в таких ситуациях педагоги трудятся, как при каникулярном времени», - добавил Евгений Дрейлинг. И это тоже своего рода послабление.  

Технологии: отныне и навсегда

В чём омские педагоги сегодня сходятся единодушно, так это в том, что даже при полном переходе на желанный очный формат, цифра всё равно останется в помощниках. Отныне дистанционное обучение – не только мера вынужденная, но и показательная. Цифра, по словам участников конференции, делает процесс более осознанным со стороны обучающегося.

«Для многих родителей было откровением видеть, как учится их ребёнок. Они стали лучше понимать проблемы и своих детей, и учителей», - добавила Марина Сейтмухаметова.

Сейчас большинство омских учителей освоили смешанный режим образования, когда одну неделю ученики пребывают в классах школы и получают необходимые знания от учителя, другую – закрепляют пройденное дома на дистанте. В период карантинных мер в Омске по такому принципу обучают почти всех школьников с шестого по одиннадцатый класс.