Школьный переворот. Процесс обучения хотят перевернуть с ног на голову

Привычной работы в классе, возможно, скоро не будет. © / Александра Горбунова / АиФ

Мой папа учился в школе очень давно, в 1950 году он пошёл в первый класс. В его родной деревне имелась только семилетняя школа, после окончания которой можно было получить среднее образование, но ближайшая десятилетка находилась в 30 км от дома. Он ходил в эту школу пешком, жил на квартире. Речь идёт о 15-летнем мальчике, который каждую неделю по просёлочной сельской дороге в холод, снег, дождь, грязь или жару возвращался обратно. Четыре часа в одну сторону. Иногда, чтобы срезать путь, шёл по глухой тайге.

   
   

Сейчас многие ученики его возраста часто прогуливают занятия, хотя и живут от школы буквально в паре шагов. Способен ли кто-то из нынешних подростков на такой подвиг? Наверное, нет. И времена тут ни при чём. Мотивация разная: парнишке из деревни было интересно учиться.

Образовательный процесс выглядит везде примерно одинаково: учитель у доски, работа в классе, домашнее задание, контрольная. Скучно? Наверное. Но именно такой формат обучения доминирует в большинстве российских школ. Он был и при царе Горохе, остаётся актуальным и в век компьютерных технологий.

Поразмыслив, новаторы от педагогики решили предложить нечто другое. В российской школе появился новый образовательный тренд, назвали это смешанным обучением, и часть школьной программы перевели в онлайн-режим. Самая популярная модель - «Перевёрнутый класс». Суть заключается в том, что ученикам дают на дом предварительное ознакомление с материалом, а в классе идёт его отработка. При этом учитель размещает материалы на интерактивной площадке с возможностью дистанционно, ещё до урока, отслеживать, кто из учеников и в какой степени отработал материал дома, какие при этом возник­ли сложности, и корректировать в зависимости от этого план будущего урока. Например, педагог видит, кто из школьников вообще заглядывал на сайт и сколько минут видеоурока просмотрел.

Всё по QR-коду

Первыми забеспокоились педагоги со стажем. Часто ведь приходилось родителям слышать произнесённые с огромной гордостью слова: «Я работаю в школе 30 лет» или «Я помню ещё вашу маму». Родители сейчас смотрят на такую даму с подозрением: а на каком уровне будет общаться этот учитель с нынешними продвинутыми детьми? Они с самого детства на ты с компьютерами, айфонами, айпадами и прочими IT-новинками.

Для обучения педагогов и повышения их квалификации в Омской области существует институт развития образования. Здесь рассказали о смешанном обучении и использовании элементов технологии «Перевёрнутый класс» в омских школах. Выяснилось, что работать наставникам института проще с педагогами из муниципальных районов, хотя у городских возможностей больше, да и с Интернетом полегче. Сельские учителя, у которых не всегда получается выехать в город, учатся с жадностью, они открыты новому, а когда это новое приносит плоды, гордятся собой. Эксперты считают это мощным мотивационным ресурсом.    
   

Работать по системе «Перевёрнутый класс» можно и без Интернета. Большой объём информации можно закодировать. Для этого используют двухмерный штрих или QR-код. Россияне начали постепенно привыкать к нему. Этот небольшой узор в углу распечатки квитанций по оплате коммунальных платежей, на товарах или сайтах может сэкономить время, избавить от перепечатывания длинных ссылок или хотя бы разнообразить рутину. Но заговорили в обществе о QR-коде после выхода в эфир шоу «Удивительные люди» с участием мальчика, который в уме расшифровывал информацию, напечатанную на футболках. Перед ним стояли 20 статистов, на узоре был зашифрован возраст и имя человека, но три пары поменялись одеждой, и нужно было обман разгадать. Владислав Шипулин из Новосибирска справился с заданием за несколько минут. Способность расшифровывать информацию с QR-кодов достигнута им путём усердных занятий. Его мама рассказывала, как Влад исписывал вычислениями тетрадку, чтобы получить одну только букву.

Всё ли IT одинаково полезны?

Правда, сейчас именно QR-коды делят всех людей на две группы - у кого есть смартфон или планшет с установленным приложением, распознающим код, и тех, кто не может себе позволить гаджет.

От новых школьных технологий в шоке родители. Покупать ребёнку дорогой телефон, который он потеряет, его отберут или украдут, они не хотят, хотя компьютер или планшет есть в каждом доме. Не нравится им и «Перевёрнутый класс». Они говорят: «Мы должны контролировать ребёнка, какой он там посмотрел видеоурок, что из этого понял. И что, нам предлагают усаживать ребёнка за компьютер?»

От сидения за гаджетами предостерегают врачи.

«Школьные программы очень сложные, они рассчитаны на абсолютно здоровых детей, которые не пропускают ни одного занятия, - говорит врач-психиатр Марина Баженова. - Нагрузки очень большие, ребёнок устаёт. Он приходит домой - и сразу за компьютер. Ему хочется во что-то поиграть на нём, а не гулять на улице: дети стали «виртуальными». Как только взрослые запрещают компьютеры, на это у детей часто бывают депрессивные реакции, агрессия. Возникают психосоматические нарушения, ухудшение сна, аппетита. Дети часто стрессуют».

Хотя наверняка эти QR-коды всего лишь проходной этап в технологиях, и через какое-то время они будут так же смешны, как дискеты.

Кстати
Не зря говорят, что лень порождает открытия. Перво­открывателями методики смешанного обучения считают учителей химии Джонатана Бергмана и Ааро­на Самса. Им не нравилось стоять каждый день у доски, и они записали и выложили видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в Интернет. Было это 10 лет назад. Этот формат понравился и прижился, педагоги всего мира, воодушевившись примером коллег, стали записывать свои видеолекции.

Снять нагрузку с родителей

Лариса Юровская

Лариса Юровских, заведующая учебно-­методическим центром электронного обучения и технологического сопровождения Института развития образования Омской области.

«У нас в Омске смешанное обучение реализуется. Может быть, не все знают, что это именно оно. Кто-то использует его элементы. Популярна сейчас технология «Перевёрнутый класс». Либо используется технология формирующего оценивания. Вот у нас есть стандартизированное оценивание - это когда уже имеется результат, а формирующее - когда в канун контрольных мы начинаем работать с детьми и смотрим, где у них есть проблемы.

Родители хотят, чтобы ребёнок меньше их трогал. Например, у него задание посмотреть обучающее видео, там родитель не нужен, а отработать домашнее задание школьник должен в классе. С родителя мы снимаем нагрузку».

Учитель, учись!

Надежда Кузнецова, руководитель городского ресурсного центра «Тьютор» центра творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива»:

«У меня была креатив-группа учителей химии и биологии, на первое занятие они пришли, но после группа распалась. Почему-то педагоги считают, если у них нет Интернета, то и ладно. Вы же в классе можете дать ссылку, например, на обучающий материал, а если мы говорим о смешанном обучении, то вы можете сгенерировать тот же QR-код, он вмещает огромный объём информации. Дети с удовольствием этим занимаются, для них это элемент игры, им интересно. Не стрелялка какая-то, а образовательный контент. Понятно, что это трудоёмкий процесс, но, как известно, количество всегда переходит в качество. Это работает на имидж учителя. Но они говорят, что загружены работой».

Рабочий день бесконечен

Надежда Жерновкова

Надежда Жерновкова, преподаватель русского языка и литературы школы № 41, заслуженный учитель России:

«Я начинала работать в 1980 году. С тех пор рабочий день у педагога однозначно удлинился. Хотя, когда я только пришла в школу, старалась вникать в профессию, писала планы ручками разного цвета, формулировала вопросы для детей. Мне этот опыт очень пригодился. Это сейчас очень мощная индустрия в плане методических пособий - можно особенно ничего не писать, готовое скачать в Интернете.

Но сейчас сложилась парадоксальная ситуация - материалов больше, а день педагога стал существенно длиннее. У нас онлайн-дневник отнимает большое количество времени, введены новые федеральные государственные образовательные стандарты, но материально-техническая база, может, в нашем регионе им не соответствует, всё надо дорабатывать, доделывать. День очень напряжённый и по внеклассной работе».