Кто научит любить Родину. Как уроки краеведения воспитывают патриотизм

Знакомство с родным краем у многих начинается в музеях. © / Муромцевский историко-краеведческий музей

«Палашенсковские чтения» носят имя легендарного человека Андрея Палашенкова - выдающегося исследователя, этнографа, краеведа, педагога, музейного деятеля. Он возглавлял Омский государственный историко-краеведческий музей с 1943-го по 1957 год, и его называют основоположником современного омского краеведения.

   
   
Андрей Фёдорович Палашенков. Фото: Омский государственный историко-краеведческий музей

Другой формат, но цели те же

В 1996 году состоялась первая конференция, посвящённая истории родного края. Правда, тогда она не носила имени легендарного человека, но медаль и премия уже были посвящены Палашенкову. В  работе всегда использовали  тематический принцип разделения участников, от них ждали исследований в области истории, культуры и природы Омского Прииртышья. Сейчас, в 2023 году, секции делятся по возрасту: школьники и студенты-первокурсники, затем студенты 2-4 курсов вузов и средних специальных учебных заведений, в третьей группе - магистранты, аспиранты и работники краеведческого музея, имеющие стаж работы не более трёх лет.

Начать с раннего возраста

На конференции заявлены две ключевые темы: «Омск - город трудовой славы» и «Боевая слава омичей».

Работать над исследованиями в области краеведения на местах школьникам помогают педагоги, и всем им известно, что на этом легко развивать познавательные способности. Любой ребёнок даже по семейным архивам справится с таким заданием. И хорошо, если именно в юном возрасте граж­дане России начнут изучение истории с изучения прошлого своей семьи, населённого пункта, где проживают, с малой родины.

Сейчас, к сожалению, к этому приходят с возрастом. И, как правило, уже нет в живых родителей, которые могли бы многое рассказать. И это «где ж ты раньше был» - одно из самых горьких разочарований в жизни. Просто не было с тобой рядом в детстве наставника, который бы увлёк краеведением.

Краевед - это человек, «во­оружённый» ногами

В одном из северных посёлков Омской области - в Муромцево почти всё население поколения от 40 и старше знает, кто такая Любовь Ивановна Земляницына. Это учитель географии, энтузиаст и подвижник.

Она в 1952 году окончила географический факультет Омского педагогического института. С 1955 года работала в школе, педагогический стаж Любови Ивановны - 55 лет, и более 20 из них она занималась с детьми туризмом.

   
   

Именно из походов с учениками по району приносила она уникальные предметы, которые впоследствии легли в основу экспозиции местного краеведческого музея. К сожалению, её уже нет в живых, но воспоминания остались. Будучи на пенсии, к ней часто забегали её уже ставшие дедушками и бабушками ученики и радостно кричали с порога, что нашли какую-то интересную кость, пусть взглянет: не мамонта ли?

«В наших походах мы не преследовали цели пройти километры. Мы изучали природу района, историю поселений, колхозов, записывали воспоминания фронтовиков», - когда-то вспоминала она.

И таких людей в Омской области много: создана энциклопедия омских краеведов, в которую занесены их имена.

Столица краеведения России

«Лично для меня молодёжная крае­ведческая конференция интерес­нее взрослой, потому что на таких конференциях - детских и молодёжных - есть юношеский задор и новизна ощущений, новизна тем, когда глаза горят. Кстати, такие конференции - путёвка в жизнь, путёвка в науку. Это десятки, сотни молодых людей, которые познали Родину, - сказал министр культуры Омской области Юрий Трофимов. - Я думаю, сейчас как раз самое время возрождать, развивать краеведение в школах, в учебных заведениях и создавать современные учебные пособия. И здесь краеведческий музей - главная площадка, средоточие уникальных артефактов и документальных материалов. В этом году отмечаем его юбилей и юбилей историко-краеведческого дела в Омской области.

По оценкам российских коллег, историко-краеведческий музей Омска - главное научное краеведческое учреждение, и индекс цитирования это подтверждает. Мы на пятом месте в рейтинге, впереди только столичные учреждения. Омск - это вообще столица краеведения России».

Регионоведение - в школы

«На патриотическом форуме «Искра», который проводил город Омск, поднимали вопрос о таком предмете, как регионоведение, - напомнил председатель регионального отделения Российского исторического общества Иван Кротт. - Действительно, когда-то у нас в образовательной программе был такой предмет, как историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья, это был известный курс, сейчас его нет. Все проекты, не нарушая ФГОС, связанные с региональной историей, - это сугубо проектная работа в рамках внеучебной деятельности.

Нам нужно, во-первых, сделать историко-культурный стандарт Омской области - это одна из задач, которая позиционируется Российским историческим обществом. От учителей есть запрос, им нужен либо учебник, либо методические рекомендации по организации внеучебной деятельности именно по локальной регио­нальной истории.

Привлекая ребёнка к проектной работе, учитель побуждает его к изучению истории региона, малых населённых пунктов. А мы знаем, что из любви к малой родине формируется чувство любви к стране».

Основа патриотического воспитания

«В истории страны к патриотизму относились по-разному. В своё время академик Дмитрий Лихачёв говорил, что не надо постоянно призывать к патриотизму, надо его воспитывать. А от того, что мы без конца говорим «патриотизм», во рту, как от слова «халва», слаще не становится.

Процесс нужно осуществлять осознанно. Кстати, Лев Николаевич Толстой относился очень критично к патриотизму. Было время, когда патриотизм отождествляли с национализмом, а после революции до середины 1930-х годов этот термин вообще был не в почёте. Его можно было сравнить с «недобитой контрой». И только во время Великой Отечественной войны  к патриотизму стали относиться иначе.

Сейчас другие задачи стоят перед нашими учебными и культурными заведениями, которые должны воспитывать в молодёжи патриотические чувства».

Пётр ВИБЕ, директор Омского государственного историко-краеведческого музея

КСТАТИ
В регионах России существуют школьные предметы, посвящённые родному краю. Например, кубановедение преподаётся только в Краснодарском крае. Этот предмет изучается 11 лет по 4 часа в месяц. Так детально и длительно изучаются в школе, наверное, только основные предметы - русский язык и математика. Если сравнить, то на физику отводят пять лет, на химию - четыре. В Татарстане преподают булгароведение, в Кировской области - историю земли Вятской, в Москве - москвоведение и т. д.