«Палашенсковские чтения» носят имя легендарного человека Андрея Палашенкова - выдающегося исследователя, этнографа, краеведа, педагога, музейного деятеля. Он возглавлял Омский государственный историко-краеведческий музей с 1943-го по 1957 год, и его называют основоположником современного омского краеведения.
Другой формат, но цели те же
В 1996 году состоялась первая конференция, посвящённая истории родного края. Правда, тогда она не носила имени легендарного человека, но медаль и премия уже были посвящены Палашенкову. В работе всегда использовали тематический принцип разделения участников, от них ждали исследований в области истории, культуры и природы Омского Прииртышья. Сейчас, в 2023 году, секции делятся по возрасту: школьники и студенты-первокурсники, затем студенты 2-4 курсов вузов и средних специальных учебных заведений, в третьей группе - магистранты, аспиранты и работники краеведческого музея, имеющие стаж работы не более трёх лет.
Начать с раннего возраста
На конференции заявлены две ключевые темы: «Омск - город трудовой славы» и «Боевая слава омичей».
Работать над исследованиями в области краеведения на местах школьникам помогают педагоги, и всем им известно, что на этом легко развивать познавательные способности. Любой ребёнок даже по семейным архивам справится с таким заданием. И хорошо, если именно в юном возрасте граждане России начнут изучение истории с изучения прошлого своей семьи, населённого пункта, где проживают, с малой родины.
Сейчас, к сожалению, к этому приходят с возрастом. И, как правило, уже нет в живых родителей, которые могли бы многое рассказать. И это «где ж ты раньше был» - одно из самых горьких разочарований в жизни. Просто не было с тобой рядом в детстве наставника, который бы увлёк краеведением.
Краевед - это человек, «вооружённый» ногами
В одном из северных посёлков Омской области - в Муромцево почти всё население поколения от 40 и старше знает, кто такая Любовь Ивановна Земляницына. Это учитель географии, энтузиаст и подвижник.
Она в 1952 году окончила географический факультет Омского педагогического института. С 1955 года работала в школе, педагогический стаж Любови Ивановны - 55 лет, и более 20 из них она занималась с детьми туризмом.
«В наших походах мы не преследовали цели пройти километры. Мы изучали природу района, историю поселений, колхозов, записывали воспоминания фронтовиков», - когда-то вспоминала она.
И таких людей в Омской области много: создана энциклопедия омских краеведов, в которую занесены их имена.
«Лично для меня молодёжная краеведческая конференция интереснее взрослой, потому что на таких конференциях - детских и молодёжных - есть юношеский задор и новизна ощущений, новизна тем, когда глаза горят. Кстати, такие конференции - путёвка в жизнь, путёвка в науку. Это десятки, сотни молодых людей, которые познали Родину, - сказал министр культуры Омской области Юрий Трофимов. - Я думаю, сейчас как раз самое время возрождать, развивать краеведение в школах, в учебных заведениях и создавать современные учебные пособия. И здесь краеведческий музей - главная площадка, средоточие уникальных артефактов и документальных материалов. В этом году отмечаем его юбилей и юбилей историко-краеведческого дела в Омской области.
По оценкам российских коллег, историко-краеведческий музей Омска - главное научное краеведческое учреждение, и индекс цитирования это подтверждает. Мы на пятом месте в рейтинге, впереди только столичные учреждения. Омск - это вообще столица краеведения России».
«На патриотическом форуме «Искра», который проводил город Омск, поднимали вопрос о таком предмете, как регионоведение, - напомнил председатель регионального отделения Российского исторического общества Иван Кротт. - Действительно, когда-то у нас в образовательной программе был такой предмет, как историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья, это был известный курс, сейчас его нет. Все проекты, не нарушая ФГОС, связанные с региональной историей, - это сугубо проектная работа в рамках внеучебной деятельности.
Нам нужно, во-первых, сделать историко-культурный стандарт Омской области - это одна из задач, которая позиционируется Российским историческим обществом. От учителей есть запрос, им нужен либо учебник, либо методические рекомендации по организации внеучебной деятельности именно по локальной региональной истории.
Привлекая ребёнка к проектной работе, учитель побуждает его к изучению истории региона, малых населённых пунктов. А мы знаем, что из любви к малой родине формируется чувство любви к стране».
«В истории страны к патриотизму относились по-разному. В своё время академик Дмитрий Лихачёв говорил, что не надо постоянно призывать к патриотизму, надо его воспитывать. А от того, что мы без конца говорим «патриотизм», во рту, как от слова «халва», слаще не становится.
Процесс нужно осуществлять осознанно. Кстати, Лев Николаевич Толстой относился очень критично к патриотизму. Было время, когда патриотизм отождествляли с национализмом, а после революции до середины 1930-х годов этот термин вообще был не в почёте. Его можно было сравнить с «недобитой контрой». И только во время Великой Отечественной войны к патриотизму стали относиться иначе.
Сейчас другие задачи стоят перед нашими учебными и культурными заведениями, которые должны воспитывать в молодёжи патриотические чувства».
Пётр ВИБЕ, директор Омского государственного историко-краеведческого музея