Изменить ситуацию. Почему так мало выпускников выбирают ЕГЭ по информатике?

Технологии стремительно развиваются, и все большему количеству компаний требуются квалифицированные специалисты в сфере IT. При этом ЕГЭ по информатике сдают только 12% одиннадцатиклассников — это очень мало, если сравнить, например, с обществознанием, количество сдающих которое доходит до 50%. Почему предмет, который по логике должен быть одним из самых востребованных, сдают так мало выпускников? Разговариваем о причинах с экспертами. 

   
   

Один час в неделю

Один час в неделю с седьмого по одиннадцатый класс — именно столько времени в школьной программе выделяется на изучение информатики. Считается, что этого должно хватить, чтобы получить все пользовательские навыки, и, к тому же, на базовом уровне освоить программирование. Достаточно ли у учителей и детей времени? Очевидно, нет. 

«Одного часа мало. Не углубленный, а просто разумный по времени курс должен составлять не менее 2-х уроков в неделю. Два часа в неделю на протяжение года будут эффективнее, чем один урок на протяжении трех лет. Хотя бы потому что дети из урока в урок запоминают не более 20% информации», — поясняет Людмила Босова, автор школьных учебников по информатике, по которым учится большая часть детей страны

Эту проблему сегодня стремится решить Яндекс.Учебник, создав бесплатный курс «Информатика»  для 7 классов школы. Он рассчитан он на 2 часа в неделю и включает в себя теоретические и практические материалы, задания с автопроверкой, конспекты и методические материалы — всё онлайн. Внутри курса дети изучают самую актуальную информацию — это именно то, чего зачастую не хватает школьным урокам информатики. 

Ценные знания

Некоторые вопросы, освещенные в печатных учебниках информатики, быстро теряют актуальность. Эту проблему сложно решить хотя бы из-за того, что издательский цикл учебников долгий: их нужно написать, провести экспертизу и одобрить, сверстать, напечатать, распространить по школам. Все это может занять не один год. В таких предметах, как математика, физика или литература такая задержка нормальна, ведь повестка в этих сферах меняется не так часто. А вот компьютерные науки развиваются настолько стремительно, что темы в учебниках могут заметно устареть к тому времени, как книги окажутся на партах у учеников. Учителя подтверждают это и рассказывают, что дети, например, не знают, что такое дискеты или CD-диски, потому что они уже давно не используются, но в учебниках они описаны. 

«Я сам работал учителем информатики, и мне было очевидно, что современные технологии к ученикам доходят с большим опозданием. Есть, конечно, передовые учителя, которые идут в ногу со временем, но это очень тяжело: самостоятельно следить за трендами IT, разбираться», — рассказывает один из разработчиков курса информатики в Яндекс.Учебнике Айрат Ишимбаев

Эту проблему в реальном времени старается решить Яндекс.Учебник. В курсе  «Информатика» дети учатся не только разбираться в устройстве компьютера, но и работать с информацией, осваивают принципы обработки текстовой и графической информации, готовятся к ОГЭ. Курс отвечает всем требованиям ФГОС, отражает тренды цифровой индустрии, одобрен экспертами ведущих вузов страны — МФТИ и НИУ ВШЭ. Он уже прошел апробацию в 43 регионах России. 

   
   

«Мы в Яндекс.Учебнике шагаем в ногу с трендами, потому что за нашей дверью сидят разработчики, которые делают, например, Яндекс.Такси, и мы всегда можем прийти к ним за какой-то экспертизой, — поясняет Айрат. — Мы своими глазами видим, как все происходит, как все разрабатывается. С помощью Яндекс.Учебника мы можем максимально быстро передавать IT-тренды в школы ученикам, чтобы они были лучше подготовлены к изменившемуся миру». 

Сфера IT развивается быстрыми темпами. Фото: pixabay.com

При этом безусловное преимущество электронного учебника перед бумажным в том, что он может изменяться в режиме реального времени, не будучи привязанным к издателю, логистике и так далее.  

«Яндекс.Учебник — цифровой, и потому мы довольно гибкие. Мы имеем возможность переработать и улучшить наш контент, если видим, что для детей он слишком сложен», — поясняет руководитель службы разработки Яндекс.Учебника Влад Степанов

Почему предмет необходим?

Приходя в первый класс, современные школьники уже как правило неплохо разбираются в гаджетах на уровне пользователя. Они умеют взаимодействовать в социальных сетях, знают, как работает смартфон или планшет. 

«У школьников уже есть базовые цифровые навыки, и если учить их тому, что они уже знают, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому основная задача учителя — показать, что информатика является увлекательной наукой, а не только пользовательским набором навыков. Рассказать, что эти знания дают возможность не просто пользоваться компьютером, но и создавать программы, а, значит, заставлять устройство работать на конкретные цели. Сегодня информатика воспринимается школьниками как предмет, на котором можно научиться включить компьютер, а не выложить в соцсети фото, смонтировать собственное видео, сверстать приглашение на день рождения. Мы в Яндексе хотим, чтобы отношение к информатике изменилось», – рассказывает Влад Степанов.

В изучении информатики есть еще одна загвоздка: многим кажется, что предмет не нужен, если школьник не собирается сдавать ЕГЭ и профессионально заниматься IT в будущем. Но это тоже не совсем так: умение пользоваться компьютером и программировать на базовом уровне сегодня нужны в любой сфере. 

«Я работаю в НИУ ВШЭ, и у нас все студенты в обязательном порядке изучают Python. Вообще все — например, востоковеды и рекламщики», — рассказывает директор факультета компьютерных наук и Центра студенческих олимпиад ВШЭ Михаил Густокашин.

Сложность информатики и экзамена 

Считается, что к ЕГЭ по информатике невозможно подготовиться без репетитора или курсов. И это логично: ведь за один урок в неделю сложно изучить что-то углубленно. При этом экзамен сдавать не всегда обязательно: на специальности, связанные с IT, часто принимают с другими ЕГЭ, например, по физике или даже по химии. Однако ситуация меняется, и с каждым годом все больше факультетов хотят видеть среди своих абитуриентов тех, кто сдавал ЕГЭ именно по информатике. 

«Спрос на разработчиков крайне высок и мало удовлетворен. На государственном уровне постулируется, что к 2024 году количество бюджетных мест по IT-направлениям в вузах составит 120 000 человек (сейчас — примерно 60 000. - Ред.). При этом я знаю достаточно много примеров, когда на IT-факультет даже экзаменов по информатике нет», — говорит директор Центра развития IT-образования МФТИ Алексей Малеев.

Поэтому вопрос о том, как сделать подготовку одиннадцатиклассников к ЕГЭ менее стрессовой и более эффективной, все еще остается открытым.