Выбор профессии. На кого пойти учиться: на экономиста или биолога?

Куда пойти учиться? Вот главный вопрос, который стоит перед одиннадцатиклассниками. © / www.russianlook.com

О чём должны задумываться выпускники, выбирая будущую специальность, в чём проблемы современных абитуриентов и профессиональных учебных заведений, куда поступают выпускники школ, какие специальности востребованы в регионе – эти и другие актуальные вопросы обсудили представители омских вузов и колледжей во время «делового завтрака», который состоялся в пресс-центре «АиФ в Омске».

   
   
Фото: АиФ/ Дмитрий Мазур

Абитуриент: вчера и сегодня

«С ноября 1991 года я возглавляю университет, и, на мой взгляд, абитуриент, исходя из среды, в которой он живёт, стал более динамичным, а в некотором смысле и более образованным, – рассказывает Владимир Михалёв, ректор СибГУФК. – Это радует, потому что работа в системе «человек-человек» предъявляет к педагогу повышенные требования. Это гораздо сложнее, чем точить детали или торговать. Показателем важности нашей миссии является внимание государства и президента к развитию физической культуры и спорта, введение комплекса ГТО. Сегодня люди уже поняли, что здоровье – это самое главное. Специалист в области физической культуры не только сам ведёт грамотный образ жизни, воспитывает детей, но он может оказывать услуги другим, которые разбираются в этом гораздо хуже. Если раньше ребята к нам приходили просто повышать своё спортивное мастерство, то сегодня идёт большой поток желающих работать в сфере физической культуры. Просто люди, которые занимаются спортом, – это наиболее активная часть населения. Из них получаются очень хорошие специалисты, которые ставят перед собой задачи, добиваются их, умеют работать в коллективе».

«Проработав 15 лет в приёмной комиссии университета, я вижу, как меняется отношение абитуриентов к процессу поступления в вуз, – говорит Алексей Мельников, ответственный секретарь приемной комиссии ОмГАУ им. П.А. Столыпина. – Лишь последние два года стали чаще приходить абитуриенты, которые действуют самостоятельно, а перед этим 10 лет я наблюдал совершенно другую картину. Вместе с абитуриентом приходили папа, мама, дедушка, бабушка, дядя, тётя, то есть огромнейшая «группа поддержки», которая выбрала этот вуз по своим субъективным причинам: либо потому что они здесь учились, либо кто-то здесь работает, кого они знают. Детей, которые сами выбирали вуз и специальность, было мало. Сейчас ситуация изменилась: много ребят идёт к нам осознанно. Наши классические специальности: агрономия, агроинженерия ещё недавно относились к категории низко конкурсных, но второй год и сюда идут дети, потому что они знают, куда потом пойдут работать. Много ребят приезжает из села, но с сельскими выпускниками у нас возникает другая проблема. У большого потока желающих поступить в наш вуз элементарно в аттестате нет достаточного количества экзаменов для поступления. Более 60% одиннадцатиклассников по-прежнему для сдачи ЕГЭ выбирают обществознание, ограничивая себя экономическими направлениями. А физику или биологию, которые нужны для поступления на инженерные или биологические специальности с большим числом бюджетных мест, ребята не сдают по разным причинам: или боятся, или в школе отсутствуют сильные физики и биологи, или просто их отговаривают сдавать ЕГЭ по этим предметам... Сегодня сдача ЕГЭ по математике разделена на базовую и профильную. Одна даёт право получить аттестат, но не поступать в вуз, а другая даёт право на поступление. Опять же мы ждем снижения количества абитуриентов, потому что в школе им этот нюанс наверняка не объяснят, чтобы снизить риск плохих оценок. А потом проблемы с поступлением выпускнику и его родителям придется решать самостоятельно».
Фото: АиФ/ Дмитрий Мазур

ЕГЭ не в помощь

«Система образования формировалась десятилетиями, а разрушили её в один момент, – говорит Владимир Михалёв. – Содержание учебников порой сложно понять даже человеку с высшим образованием. И теперь мы шарахаемся из стороны в сторону – то убрать сочинение в ЕГЭ, то не убрать. В итоге мы получили абитуриента, который в заявлении делает массу ошибок, не может выражать свои мысли. Хотя это должен уметь каждый, в том числе студенты нашего вуза».

«Ещё нас ждёт нововведение, связанное с ЕГЭ, – продолжает Алексей Мельников. – В образовательных стандартах начинает исчезать заочная форма обучения. Если раньше абитуриенты, которые закончили школу до 2009 года, могли сдавать вступительные экзамены в вузы, теперь у них такой возможности нет. Сейчас все абитуриенты для поступления должны сдавать ЕГЭ. Это абсолютный минус. Подготовка к ЕГЭ – это натаскивание на тесты, определённый материал, и человек, который окончил школу 10-15 лет назад, просто потеряется в этой схеме. То есть людей, которые хотели бы получить образование, фактически этой возможности лишают».

«ЕГЭ, как и олимпиада, ставит всех в равные условия и даёт возможность молодому человеку мечтать и осуществлять мечты, – возражает Валерий Гагарин, директор автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Перспектива». – Как говорит наш проректор: «Не надо готовить к ЕГЭ по математике, надо математике учить». Что касается советского образования, не может одна и та же система все время быть самой лучшей. Сейчас другое время, и приходится искать другой путь. Сегодня мы учим детей математике и физике с пяти лет. Правда то, что это математика и физика, знают только те, кто учит, дети же пока просто играют. Современные родители чётко понимают, что ребёнку надо дать возможность развиваться. Самое главное – научить человека правильно пользоваться мозгами. И это лучше всего сделать в раннем детстве, когда человеку всё интересно попробовать. А если у него есть возможность попробовать, он обязательно где-то себя найдёт. И в этом смысле дополнительное образование даёт большие возможности».

Фото: АиФ/ Дмитрий Мазур

Дипломов много, специалистов мало

«Беда современного общества в том, что изменились базовые ценности, – считает Светлана Коблова, пресс-секретарь ОмГУ им. Достоевского. – Труд перестал быть ценностью. Сейчас культивируется обратное: как получить максимальный результат, затратив минимальные усилия. Мы как-то забываем, что образование и наука – это прекрасный социальный лифт. Ни один учёный не стал учёным по протекции. Когда человек получает образование и всерьёз увлекается направлением, которое выбрал, он достигает результата за счёт собственных усилий и интеллекта. У нас сейчас эти понятия утеряны, и так не только в высшем образовании. На самом деле наши вузы дают вполне качественное образование, и тот ребёнок, который хочет учиться, получит прекрасные знания, которые позволят сделать ему прекрасную карьеру в любой сфере. К сожалению, приходит много ребят, которые учатся ради диплома или вообще не понимают, зачем они пришли именно в этот вуз. Дипломов много – специалистов мало. Вот в чём проблема».    
   

«Общество, работодатели сегодня зачастую предъявляют завышенные требования к специалистам, – убеждён Владимир Михалёв. – Считается, что специалист, который закончил вуз, должен прийти на своё рабочее место и чётко знать свои обязанности. Это неправильно. Вчерашний выпускник вуза не может быть назначен тренером сборной страны. Так не бывает. Он должен пройти определённый путь, кадровый отбор, переподготовку. Государство должно этим заниматься, если хочет иметь специалистов высшего уровня. А сейчас эта работа пущена на самотёк».

Фото: АиФ/ Дмитрий Мазур

«Наш колледж готовит специалистов по 16 направлениям, а в этом году присоединились ещё железнодорожные специальности, – рассказала Вероника Апарина, начальник отдела маркетинга БПОУ ООО «Сибирский профессиональный колледж». – Мы охватываем почти все сферы жизни, настолько разноплановых специалистов выпускает колледж. К сожалению, из-за малого финансирования нам сложно развивать материально-техническую базу, а без этого не подготовишь высококлассного специалиста. Например, есть в Омске предприятия, которые в своей работе используют современное  оборудование, новейшие станки.  Поэтому необходимо развивать и совершенствовать материальную базу колледжа. Несмотря на все сложности, наше учебное заведение стремится все-таки поддерживать достойный уровень материально-технического оснащения мастерских». 

Хочу в таможню!

Настоящей бедой высших и средних учебных заведений, по мнению их представителей, является так называемая мода на профессии, которая мешает абитуриентам трезво оценить ситуацию и понять, будет ли у них работа после того, как они получат заветный диплом.

«У нас самое популярное сегодня направление – правоохранительная деятельность, 4 человека на место при 50 бюджетных местах, – делится Вероника Апарина. – Мы предупреждаем абитуриентов, что хотя у них будет квалификация юриста, мы готовим, по сути, младший состав полицейских. Переубедить удаётся немногих. О том, что в будущем могут быть проблемы с трудоустройством, ребята не задумываются, хотя в их силах этих проблем избежать, и ходить при этом далеко за примерами не надо. В нашем же колледже есть специальность «Технология машиностроения». Поступайте, и можете быть стопроцентно уверены, что вы без работы не останетесь. Точно также сварщики – беспроигрышный вариант. Мы сотрудничаем с работодателями и знаем, какие специальности востребованы. Беда в том, что выпускники сразу хотят себе высокие зарплаты и не понимают, что всё и сразу не бывает».

«В нашем университете, если судить по заявлениям, наиболее популярные направления – это логистика, таможенное дело, экономика, менеджмент, несмотря на то, что специализация у нас совершенно другая – железнодорожная, – продолжает тему Роман Симак, и.о. декана факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации ОмГУПС. – Поэтому вполне логично, что больше всего бюджетных мест на железнодорожных специальностях. Кроме того, на них приходится бОльшая доля целевого приёма, и это тоже оправданно. Кто захочет поехать после окончания вуза работать на маленькую станцию? Никто. А вот если ребёнок сам будет родом с этой станции, он поедет туда с удовольствием. Но ни шанс получить бюджетное место, ни возможность поступить по целевому направлению не прельщают абитуриентов. Большинство, несмотря ни на что, хочет в таможню, хотя в таможенниках большой потребности сегодня нет. Заведующий кафедрой таможенного дела на каждом совете говорит, что мы обучаем по 3-4 группы, а дальше начинаются проблемы с практикой и трудоустройством. Опять же, была бы в аттестатах физика, ребята прошли бы на бюджетное место и могли бы при этом ещё выбирать специальность. А они идут с обществознанием».

Фото: АиФ/ Дмитрий Мазур

Где взять физиков?

«До тех пор, пока мы не придем к пониманию, что проблемы, связанные с  образованием выпускников, лежат в их подготовке с 4 по 9 класс, ситуация не изменится, – считает Константин Васин, начальник отдела комплексного развития и коммуникаций ОмГПУ. – Абитуриенты в основной своей массе не идут учиться ни на учителей физики, ни на учителей математики. Поэтому учителя физики и математики в омских школах – люди в возрасте. Те дети, которые видят себя в педагогике, заканчивают школу и идут по профилю  «Начальное и дошкольное образование», потому что с учениками начальных классов работать проще. У нас в педагогическом университете хорошая база для подготовки учителей, мы её систематически реформируем, идём в ногу с современными тенденциями модернизации педагогического образования, которое широко практикуются в мире. Но дети, к сожалению, в современных социальных экономических условиях, чаще выбирают профессию экономиста и юриста, а не педагога».
Фото: АиФ/ Дмитрий Мазур

«У меня хорошая новость, – порадовал собравшихся Валерий Гагарин. – В этом году проходил «Ломоносовский турнир», и налицо позитивная тенденция: количество его участников по физике и математике за последние два года возросло в два раза. Ещё в позапрошлом году их было очень мало. Так что, давайте все вместе будем поддерживать этот интерес, и, возможно, нам удастся переломить ситуацию и сделать физику не одной из самых страшных для школьников, а одной из самых интересных для ребят наук».