Точечный выбор. Как школьники с плохим зрением сдают экзамены

Слепые дети сдают экзамены не так, как остальные. © / Александра Горбунова / АиФ

6 июня девятиклассники сдают экзамен по русскому языку. В этом году их около 17 тысяч человек, из них у 480 есть некоторые проблемы со здоровьем. Экзамены сдают дети с ограниченными возможностями здоровья - в том числе с такими, как проблемы со слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом. Для них организовали проведение экзамена в максимально щадящей форме.

   
   

Экзамен как у всех

Эти ребята, которые из-за здоровья не могут сдавать экзамены так же, как их сверстники, могут выбрать форму экзамена: основной государственный экзамен, по форме близкий к ЕГЭ, или государственный выпускной экзамен, где предусмотрена контрольная по математике и сочинение или изложение по русскому языку. Даже если ребёнок не может прийти в пункт проведения экзамена, то комиссия приедет к нему домой. Экзамены будут проходить так же, как и обычно. Будут все те же организаторы и наблюдатели. 

В случаях, когда у школьника есть проблемы со слухом, привлекают сурдопереводчиков, со зрением – тифлопереводчиков, которые переносят текст из плоско-печатного формата в рельефно-точечный по методу Брайля.

Не уступает гаджетам

Для детей, у которых есть проблемы со зрением, готовят специальные тетради, и хотя члены комиссии называют её карточкой, на самом деле она состоит из шести листов, на которых по системе Брайля переведены экзаменационные задания. На подготовку карточки уходит в среднем 40 минут. Примерно столько же потом уйдёт и на расшифровку тетради, в которой ребёнок запишет свои ответы. Перевод из рельефно-точечного варианта в плоско-печатный отправят на проверку. Для тифлопереводчиков главное - точно перевести задание, чтобы ребёнок, прочитав, понял его.

Текст переносится из плоско-печатного формата в рельефно-точечный по методу Брайля. Фото: АиФ / Александра Горбунова

Комиссия тифлопереводчиков, созданная при Институте развития образования Омской области, состоит из трёх учителей специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната № 14. Члены комиссии, как и все учителя этой школы, владеют азбукой Брайля. Но экзаменационные задания пишет только учитель истории Татьяна Баторгина – у неё самая высокая скорость работы под диктовку. Пишет она с помощью специального прибора. Такая техника требует физических усилий, поэтому дети справляются медленнее. Текст пишется справа налево, а уже потом лист переворачивают, и он читается, как и обычный, слева направо.

Татьяна Баторгина быстрее всех пишет штрифтом Брайля под диктовку. Фото: АиФ / Александра Горбунова

- Я сама закончила школу-интернат и сдавала экзамены по системе Брайля, - рассказывает Татьяна. - Он выручает даже в 21 веке при наличии всех гаджетов и технических средств для наших детей и помогает сохранить остаточное зрение. Поэтому этим шрифтом пользуются не только слепые, но и слабовидящие. По системе Брайля можно перевести знаки из математики, физики, химии, биологии, английского языка.

Каждый ученик на экзамене получает специальные тетради – с заданиями и для записи ответов. При чтении и письме качество бумаги имеет значение: на толстой или рыхлой тяжелее писать, а на лощёной легче.

   
   

Без поблажек

Так же, как все девятиклассники, экзамен по русскому языку в Омске сегодня сдавали 14 детей из коррекционной школы № 14 с плохим зрением - 9 слабовидящих и 5 слепых, для которых и готовит задания комиссия тифлопереводчиков в институте развития образования Омской области. Ещё один слепой ребёнок, девочка из Калачинска, сдала экзамен в устной форме: она наговаривала свой ответ, а организаторы записывали его под протокол.

Татьяна Баторгина сама сдавала экзамены по системе Брайля. Фото: АиФ / Александра Горбунова

- В классах коррекционной школы обучаются 12-15 человек. Программа общеобразовательная, просто растянута немного в начальной школе и среднем звене для того, чтобы сберечь зрение, - объясняет учитель физики школы-интерната №14 Людмила Ломовцева. В этой школе первые выпускные экзамены сдаются после 10 класса, школу заканчивают после 12 класса.

Специалисты коррекционной школы отмечают, что, несмотря на проблемы со здоровьем, эти дети ответственно подходят к сдаче экзаменов и приходят на него подготовленными.

- У обычных девятиклассников были случаи удаления с математики. Школьники, которые имеют всё, что нужно, почему-то решили прийти с телефоном или калькулятором. А эти дети очень организованные, у них никогда такого не бывает, - отмечает Ольга Касаткина, заместитель начальника отдела общего образования министерства образования Омской области.