Бывает, что только начинающие летать птенцы выпадают из гнезда. Люди, находя их, пытаются вернуть родителям, но чаще всего такие птенчики погибают. Точно такими же, по разным причинам выпавшими из родительского гнезда, могут быть и людские «птенцы».
Тихая гавань
Когда в постперестроечной России стали это осознавать, чтобы «птенцы» не погибли, начали появляться первые центры для детей, где их старались обуть-одеть, накормить, выяснить, что происходит в их семье. Так и в Омске в 1994 году появился первый такой центр и тут же был назван его воспитанниками «Птичьей гаванью».
И правда, именно что тихой гаванью с возможностью передохнуть от бурных жизненных штормов было (и остаётся до сих пор) небольшое здание в Камерном переулке.
«Сейчас таких учреждений восемь по области, три только в областном центре, - рассказывает руководитель КУ СРЦН «Гармония» Светлана Шмидт. – А тогда наш центр был первым в регионе, поэтому всё постигали на собственном опыте: вырабатывался режим, формы взаимодействия с учебными и лечебными учреждениями, и, конечно, с семьёй этого ребёнка. Но сразу был главный вектор: пытаться вернуть детей их родителям, и только если это невозможно, устраивать в приёмные семьи, под опеку, в детский дом».
Сегодня комплексный механизм взаимодействия отработан до мелочей, поэтому запускается сразу же, как только ребёнок попадает в центр. И начинается огромная работа в двух направлениях: с одной стороны, это сам ребёнок, с другой – его семья. И тут уже подключаются комплексные центры, полиция, опека, которые выясняют, готовы ли родители измениться, создать детям условия для проживания, что нужно для этого сделать и чем помочь.
Если это город, тут, конечно, проще – родители могут приходить в центр, общаться с ребёнком, а психолог помогает им найти общий язык. Если село, да ещё и дальнее, у родителей иной раз нет средств, чтобы добраться до областного центра. Но тут всячески помогают местные службы – вылечить, на работу устроить, оформить выплаты, приобрести дрова и т. д. Но это если родители осознали, что детей могут не вернуть, поэтому надо что-то делать. Если же они продолжают вести асоциальный образ жизни?
«Конкретного срока пребывания детей в центре нет, это может быть и один день, и неделя, и полгода, - говорит Светлана Владимировна. – Но в среднем, по опыту, именно шести месяцев хватает для семьи, которая решила взяться за ум. В противном случае дело идёт к лишению родительских прав и дальнейшему устройству детей».
Но всё-таки благодаря такой настойчивой работе большая часть омских деток возвращаются к родителям. За 25 лет через руки и сердца сотрудников «Гармонии» прошли более 4000 ребятишек. И как минимум половина из них, точнее, 2341 ребёнок, возвращён в родную семью. Под опеку и в приёмные семьи ушли 809 детей, ещё 795 воспитанников определены в детские дома. Благодаря соцсетям дети общаются с сотрудниками центра: кто-то делится успехами, кто-то просит совета. Многие бывшие воспитанники приходят в центр, чтобы поблагодарить.
«Главное, чтобы в их дальнейшей жизни всё было хорошо», - считает Светлана Шмидт.
Кстати, когда-то именно здесь, в центре, появилась такая форма, как семейно-воспитательные группы (СВГ). Это как бы филиал центра на дому – дети находятся тоже временно, но всё-таки не в казённом учреждении. Очень быстро СВГ распространилась по области. И практически все в итоге «переросли» в приёмные семьи – не смогли воспитатели расстаться с теми, кого уже забрали в семьи и полюбили, как родных.
День сегодняшний
Сегодня СРЦН «Гармония» - это два здания, рассчитанные на 55 воспитанников (к сожалению, не пустуют – сейчас в центре 52 ребёнка). Поступая сюда, дети обязательно проходят медосмотр (для чего есть своя медицинская служба), кого-то приходится даже госпитализировать - здоровьем детей занимаются скрупулёзно, в случае необходимости оформляют инвалидность.
Понятно, что дети поступают сюда из сложных семей, поэтому в центре есть и логопед-дефектолог, и психологи. Все они работают над социализацией детей, адаптацией их к обществу, пытаются восстановить отношения с родителями. При этом даже сотрудники вспомогательных служб принимают участие в жизни детей.
«Конечно, большая часть педагогического коллектива в учреждении женская, но и мужской совет нашим парням есть где получить», - говорит руководитель.
Один из положительных показателей работы любого коллектива – это его сотрудники-«долгожители». Если люди пришли четверть века назад и до сих пор работают, значит, с одной стороны, они точно на своём месте и нашли дело всей жизни, а с другой – им самим здесь комфортно.
В «Гармонии» едва ли не полколлектива работают по 10-15 лет, но есть восемь ветеранов, которые трудятся больше 20 лет и даже все 25. Это завотделением Людмила Головина и завскладом Тамара Чебуренкова, которые с самого первого дня здесь - с апреля 1994 г (когда центр уже открылся, но детей не принимал, первые дети пришли в октябре). Медсестра Ольга Алимбаева работает в центре с декабря 1997 г., на её плечах здоровье детей.
Няня Татьяна Журавель работает с октября 1997-го. Находит общий язык с каждым. Дежурные по режиму Галина Бусыгина, Любовь Рычкова, Алла Парфёнова, Ольга Кочубей пришли в 1996-98 годах, работают по сей день и по-прежнему отдают своёе сердце детям.
«В течение 25 лет социально-реабилитационный центр ни дня не находился без движения, он совершенствовался, развивался, расширялся. История центра – это жизнь, это целая книга историй и судеб наших замечательных специалистов и воспитанников. Она не закрыта, и все вместе мы встретим ещё не один новый юбилей», - говорит руководитель.
Кстати:
за 25 лет работы было всего лишь 5 руководителей центра:
- Кварацхели Александр Несторович (1994 – 1995)
- Крупнёв Владимир Викторович (1995 – 1996)
- Ермакова Любовь Петровна (1996 – 2009)
- Проценко Татьяна Евгеньевна (2010 – 2013)
- Шмидт Светлана Владимировна (2013 – настоящее время).