Дольщики-обездольщики. Почему принцип «Где дешевле, тем лучше» очень вреден

Омские дольщики сделали всё, чтобы быть услышанными. © / Елена Володина / АиФ

Новая версия «дорожной карты» размещена на сайте регионального министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса. Она включает в себя свыше трёх десятков объектов.

   
   

Вот эта улица, вот этот дом

Дом № 9 в микрорайоне Ясная Поляна, ул. Мишина, Малиновского, Герцена, Перелёта, Завертяева, микрорайоны Академический и Врубелево - адреса, о которых регулярно сообщают в городских новостях. По официальным данным, в октябре 2017 года в Омске и Омском районе насчитывался 21 дом, который возводился на средства дольщиков, да так и не был завершён. Большинство из них построены более чем на 70%, несколько домов готовы почти полностью, но заселиться люди не могут годами, а есть такие объекты, работы на которых практически не начинались. В январе 2018 года в этом спис­ке таких домов уже больше 30. К обманутым участникам долевого строительства добавились пайщики жилищно-строительных кооперативов.

В министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области подсчитали, что для достройки и сдачи в эксплуатацию всех проблемных домов потребуется 5 млрд руб. Таких денег в бюджете региона точно нет. Бороться с недобросовестными застройщиками пытаются разными способами, но порой в некоторых случаях просто разводят руками. Так, три года назад был вырыт котлован, предприимчивые омичи назвали это мес­то стройкой много­квартирного дома и объявили, что готовы продавать квартиры. Всего-то нужно вложить пай и вступить в жилищный кооператив. Омичи понесли деньги. С 2012 по 2014 год в ЖСК вступили почти 70 пайщиков. Их не смутил тот факт, что за всё это время ни одной сваи на месте дома не было вбито. Позже выяснилось, что собрали таким способом свыше 70 млн руб., но на строительство в этом месте не было даже разрешения. Адрес этой аферной площадки - ул. Машиностроительная. Председатель правления ЖКС находится в СИЗО. Только вот обманутым омичам от этого не легче. Их деньги исчезли. Таких историй в Омске, да и по всей стране - сотни.

Взяться всерьёз за проблемы обманутых дольщиков решил врио губернатора Александр Бурков, он назначил специального уполномоченного Ирину Оверину. Уже в январе 2018 года ряд инициатив были поддержаны: прилетал в Омск из Москвы депутат Госдумы РФ, руководитель рабочей группы президиума генсовета партии «Единая Россия» по защите прав дольщиков Александр Сидякин. Как заявил он пос­ле заседания, через пять лет в Омске не останется обманутых дольщиков, все объекты будут достроены.

ЖСК и конец «долёвки»

Региональный минстрой сейчас разработал проект изменений в законодательство. Согласно поправкам, право получить земельный участок в аренду без проведения торгов будут иметь юридические лица, реализующие масштабный инвестиционный проект, предполагающий строительство многоквартирного дома на земельном участке, не обременённом объектом незавершённого строительства. Застройщик может рассчитывать на предоставление преференции, если им предусмотрено строительство не менее 10 тыс. кв. метров жилья. Из них не менее 10% подлежит передаче в собственность граж­дан, признанных  пострадавшими от действий застройщиков. Раньше пайщиков ЖСК не включали в официальный список обманутых, зато теперь ситуация изменилась, а Госстройнадзор наделили полномочиями в части проверки наличия разрешения на строительство.

   
   

Главное сегодня - найти законный способ участия государства в решении проблемы долевого строительства. С 1 июля 2018 года Минстрой России вводит новые поправки, которые ужесточат работу девелоперов с деньгами граждан. Эксперты говорят, что этим правительство хочет вообще избавиться от «долёвки». Её заменит альтернативная схема привлечения средств россиян через так называемые эскроу-счета. То есть дольщик не передаёт деньги застройщику, как раньше, а должен будет отнести их в банк на спецсчёт. Тот, в свою очередь, будет решать - давать деньги застройщику или нет и под какой процент. Правда, если вспомнить, что российские банки тоже периодически трясёт и они банкротятся, то риски остаются открытыми.
Строительство проблемных домов продолжается. Фото: АиФ