Дипломаты Верхнего Карбуша. Зачем жители омского села обратились к Меркель?

Татьяна Сахнова / АиФ

Жители деревни Верхний Карбуш, расположенной в 15-ти километрах от Омска, пошли дальше. 10 июня они записали видеообращение к канцлеру Германии Ангеле Меркель. Также на имя канцлера ФРГ было отправлено электронное и обычное письмо.

   
   

«Сделайте нам дорогу!»

Просьба – заасфальтировать грунтовую дорогу в центре посёлка по улице Карбышева. По словам инициатора обращения депутата Троицкого поселения Ирины Дроздовой, активисты прошли все возможные пути, а новой дороги всё нет. С 2008 года они писали обращения в самые разные инстанции по восходящей: главе Омского района, губернаторам (в список адресатов вошли и Леонид Полежаев, и Виктор Назаров, и Леонид Бурков). Со своей просьбой добрались даже до Кремля. Ответ отовсюду один: финансирование не предусмотрено. Только в 2019-м вопрос немного сдвинулся с мёртвой точки: отремонтировать дорогу обещали в том случае, если сельское поселение самостоятельно подготовит проект. На это из бюджета Омского района тогда был выделен почти 1 млн руб. Но вопрос застопорился из-за пандемии.

«Мы обращались в разные конторы, в правительство России, но, к сожалению, нас не услышали. Поэтому просим вас помочь. Здесь очень много людей, у которых корни немецкие», - подчеркнули жители в видеообращении.

Действительно, деревню в 1900 году основали немецкие переселенцы. Название пошло от реки Карбушанка, которая раньше была полноводным притоком Иртыша.

«Это обычная просёлочная дорога, никто и никогда ничего с ней не делал. Я сама звонила в администрацию, просила, чтобы хотя бы подняли канавы, прокопали трактором. В непогоду вода не уходит с дороги, всё остаётся. Машины по ней проезжают – появляются колеи, а потом, когда всё высыхает, образуются ямы. Несколько раз нам помогали, но нормальный ремонт не проводили. Нам постоянно говорят, что на это требуется очень много денег», - рассказала корреспонденту «АиФ в Омске» местная жительница Татьяна Сахнова.

Нет худа без добра

Сразу после обнародования видеообращения власти района зашевелились. Ещё до официального ответа представителей ФРГ сельские чиновники заявили, что проект строительства дороги на улице Дмитрия Карбышева успешно прошёл экспертизу, но областной минстрой вернул его назад из-за того, что стоимость работ в 2021 году изменилась. Затем о недопустимости халатного отношения местных властей к жителям Верхнего Карбуша заявил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.

Также ответил министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области Антон Заев: «Мы договорились, что местные власти оперативно скорректируют расчёты и смету. Это позволит им подать в этом году заявку на конкурсный отбор для предоставления бюджетной субсидии на производство необходимого объёма дорожных работ в 2022 году».

   
   
Дорога давно требует ремонта. Фото: АиФ/ Татьяна Сахнова

А 15 июля официальный ответ прислали из ФРГ. Представитель Германии Надин Вахтер поблагодарила сельчан за обращение и извинилась, что канцлер не может самостоятельно ответить на письмо из-за плотного графика.

«Я понимаю, что вы очень недовольны состоянием главной улицы в вашей родной деревне, однако вмешательство в деятельность местных органов власти других стран не входит в задачи канцлера ФРГ. Прошу вас отнестись с пониманием к тому, что госпожа канцлер не может по вашей просьбе предпринимать решительных действий в данной ситуации», - сказано в официальном письме.

Депутат подчеркнула, что и она, и сельчане довольны аргументированным ответом. Жителям порекомендовали обратиться в Международный союз немецкой культуры, который находится в столице, что они и сделали.

«Мы в принципе узнали, что в России есть такой национальный немецкий центр, где помогают своим. Мы не слишком надеемся на денежную помощь, но хотя бы культурную, или дальнейшее содействие», - добавили Ирина Леонидовна. Виток такой активности очень порадовал активистку.

Обыденный мятеж

Добавим, что пикеты и голодовки – вполне приемлемые методы воздействия на вышестоящую власть со стороны депутата. Так в 2007-м Ирина Дроздова вместе с единомышленниками объявляла 45-дневную голодовку, благодаря которой удалось добиться газификации Верхнего Карбуша. А в 2011 году, будучи учителем местной сельской школы, она повторила опыт, требуя повысить заработную плату работникам образования. В 2016-м Дроздова вышла на одиночный пикет к зданию омского правительства, с протестом против отмены единственного рейсового автобуса в селе.

Получится или нет у активистки решить проблему на этот раз – покажет время.

Например, два года назад группа русских канадцев из Киселевска Кемеровской области, сетуя на экологическую обстановку в регионе, тоже записала видеообращение к премьер-министру Канады Джастину Трюдо и генсекретарю ООН Антонио Гуттерешу. Просили убежища на исторической родине. И поначалу местные власти обещали расселить страждущих из зон с неблагополучной экологической обстановкой подальше. Но со временем обещание так и не было выполнено. На переезд 71 семьи не нашли средств.

Одна из центральных улиц деревни. Фото: АиФ/ Татьяна Сахнова

Резонный вопрос

Вспомним ещё одного «мятежника» с берёзы – тиктокера Алексея Дудоладова, благодаря упорству которого несколько маленьких сёл Называевского района в нашей области получили устойчивый интернет. Общая сумма на цифровизацию глухих уголков регионе, по оценкам марта 2021 года, составляла 300 млн руб. А вот найдут ли миллионы на короткую дорогу в одной крошечной деревеньке – большой вопрос.

«В 2019 году, когда мы готовили проект дороги, её строительство протяжённостью 1,2 км оценивалось в 43 млн руб., в этом году по новым ценам – уже в 53 млн. Я боюсь, если мы ещё немного протянем времени, то цена взлетит ещё и тогда мы точно не увидим этой дороги», - рассказала нашему изданию Ирина Дроздова.

Так доцент кафедры организации дорожного движения СибАДИ, эксперт проекта «БКД» Николай Кузин пояснил, что вместо асфальта есть другие варианты, которые позволят решить проблему с меньшим бюджетом. Среди них – цементогрунт, золошлак, асфальтобетонная крошка. С таким подходом Ирина Леонидовна категорически не согласна.

«За долгие годы сюда чего только не засыпали – и крошку, и строительный мусор, но всё это ушло настолько глубоко в землю, что теперь даже не видно. Поэтому единственный вариант, на который ещё можно согласиться, помимо капитального строительства – это укладка бетонных плит, как на авиационном поле. Иначе нашу дорогу так и будет без конца размывать», - заключила Дроздова.