Наверное, каждому поколению свойственны проблемы отцов и детей. Разницу в этот вечный конфликт привносят только обстоятельства внешнего мира, они-то и меняются от поколения к поколению. И потому возникают вечные упрёки: «Вот мы в вашем возрасте» и такие же ответы: «В ваше время этого не было».
О том, что меняется в нашей жизни и как найти общий язык с собственными детьми, рассказала психолог Галина Суставова.
Школа требует реформ
Наталья Виркунен, «АиФ в Омске»: Галина Николаевна, с какими проблемами к вам приходят чаще всего?
Часто приходят из-за конфликтов в семье, развода родителей, переживания ребёнком горя, страхов. В старших классах на первый план выходят подростковые проблемы, а также вопросы профессионального самоопределения.
- Родители и педагоги отмечают полное нежелание современных детей учиться в школе. Почему так происходит?
- На самом деле в первом классе учиться стараются все дети, насколько это возможно. В среднем звене у детей идёт снижение мотивации: учиться сложнее, больше предметов. Да и, что говорить, многие дети просто не привыкли трудиться. Для них привычнее развлекать себя картинкой из гаджета. В быту у нас разнообразие бытовой техники, которое поз волило высвободить время. А вот на что мы и наши дети тратим это время - другой вопрос. Если раньше дети трудились, особенно в сельской местности, сейчас они большей частью заняты развлечениями.
- В школе им неинтересно? Там нет развлечений…
- Отчасти. Несмотря на технологический скачок в последние годы, школа по оснащённости осталась почти неизменной. Наши школы особенно никак не оборудованы. Нет массового внедрения интерактивных экранов, так и учат при помощи доски и мела. Учителю требуется всё больше сил и ресурсов, чтобы заинтересовать ребёнка, увлечь. Да и школьные программы очень изменились с советских времён не в лучшую сторону.
Говорить, что современные дети ничего не знают и не хотят знать - неправильно. Нельзя всё сваливать на детей. Они много смотрят, изучают, просто подругому получают информацию. Говорят, дети не читают; это так, но с оговоркой: не читают классическую литературу и то, что хотели бы мы. Но по факту ведь много страниц прочитывают в интернете. Рано или поздно придёт время школьных реформ в этом направлении.
- Почему учитель больше не в авторитете?
- Раньше школа держалась на обучении и воспитании, сейчас воспитание стало всё больше перекладываться школой на плечи родителей. Хотя родитель не является свидетелем того, что происходит с его ребёнком в школе.
Поведение детей в группе, ситуации, с которыми ребёнок сталкивается каждый день, наблюдает педагог. Именно он может своевременно реагировать, влиять и помогать ребёнку. Сами дети ищут ответы на свои вопросы не у взрослых, а в Сети. Иногда эти подсказки приводят к фатальным ошибкам.
- Аккуратно разговаривать с детьми. Может, в тех же соцсетях дружить с ним и быть в курсе, что появилось нового на странице вашего ребёнка. Когда дети выкладывают неприглядные видео, они не совсем понимают последствия своих поступков, но при этом хотят привлечь к себе внимание. Это же вроде как не по-настоящему, а в интернете.
- Почему дети отказываются учиться?
- Нет мотивации. Что сейчас говорят дети? «Я хочу быть блогером, мне незачем учиться, у меня 500 просмотров видео, скоро будет несколько тысяч, я буду там размещать рекламу и заработаю кучу денег».
- Как при всех этих обстоятельствах хотя бы уговорить сделать уроки?
- У нас в стране в семь лет каждый ребёнок идёт в школу. Хорошо бы ему в начале пути разъяснить все правила: школу ему никто не отменит, и лучше это принять и не сопротивляться. Не всё будет легко, не всё будет нравиться, но объём работы, что задают в школе, по силам, и его нужно выполнять. Есть хороший приём: выбор без выбора. Если ребёнок капризничает, говорит, что он устал, не может или не хочет делать уроки, отвечайте: «Хорошо, сегодня ты устал. Тогда выбирай: или ты сейчас находишь в себе силы и делаешь уроки, или завтра разбужу тебя рано утром, и ты сделаешь задания до того, как пойдёшь в школу». Поверьте, немного найдётся желающих делать уроки ранним утром. И не скупитесь на похвалу за дело и старание.
- Как отучить ребёнка от планшета? Это болевая точка современных детей.
- Никак. Точку невозврата мы уже прошли. Навсегда остались с гаджетами. И это будет ещё больше развиваться и внедряться в нашу жизнь.
Оставьте ребёнку мечту
- Из вашей практики, какие основные ошибки совершают родители в воспитании детей?
- Современные родители часто прислуживают своим детям. Лишают их самостоятельности действий и выбора. Наши дети абсолютно не могут организовать свой день, распланировать его. То, что в период пандемии на дистанционке обнажилось столько проблем - результат родительской гиперопеки. Мы неустанно контролируем своих детей. Ребёнку не нужно что-то запоминать, держать в голове. Пока мама не позвонит и не скажет, что он должен сделать, он как бы свободен от мыслей и планов. Нет внутреннего процесса интериоризации, когда ребёнок в голове держит план или поручение, выполняет его.
Мы не даём ребёнку сделать ошибку. Если он ошибся, начинаем ему тут же помогать, а иногда и сами исправляем. Дети в 11-12 лет не понимают часов с циферблатом, только в смартфоне. Из-за такого инфантилизма детство у детей оказывается сильно растянуто.
Ещё 100 лет назад детство длилось примерно до 9 -10 лет. А дальше дети уже помогали родителям. Сейчас наоборот: выполняется любая детская прихоть, удовлетворяются любые желания, нарушается иерархия в семье.
- И как избавиться от этой гиперопеки?
- Не стоит торопиться делать что-то за ребёнка. Если он чего-то не умеет и не пробовал, надо объяснить и показать. Если ребёнок явно пытается устраниться и переложить работу на вас, скажите ему: «Я знаю, ты делал это много раз, и уверена, что отлично справишься».
- Кто, по-вашему, вырастет из инфантильных детей? Какое поколение мы получим?
- Волшебной палочки, чтобы заглянуть в будущее, у меня нет. Человек взрослеет, развивается. Появляются новые цели, устремления. Моё твёрдое убеждение: к развитию человека подвигает больше недостаток чего-то, чем избыток. Поэтому не удовлетворяйте абсолютно все хотелки вашего ребёнка, оставьте место для мечты.
Учиться – строго по возрасту
- Выходит, сами дети не меняются, меняются только внешние факторы?
- Да, меняется среда, а дети приспосабливаются. Базовые периоды развития примерно одинаковые, что сто лет назад, что сейчас. И тут очень важный момент: дать ребёнку наиграться в раннем детстве. Сейчас всё наоборот: родители считают, что детям нужно всё раньше прививать образование. В школу уже до семи лет стараются отдать. Это оказывается не по возрасту: у него ещё и рука не готова к письму, дрожит. Нервная система шестилеток в принципе не готова к долгому сидению на одном месте.
Такие дети пропускают период сюжетно-ролевой игры, что влияет на развитие воображения. Заведомо перегружена эмоционально-волевая сфера.
- Отчего мы нагружаем ребёнка не тем, чем нужно? С одной стороны - инфантилизм, с другой - излишняя требовательность?
- Раньше, в советское время, у нас были намеченные пути; в том же образовании можно было попасть после института на практику, получить распределение, и люди не слишком беспокоились по поводу будущего. Сейчас никаких ориентиров нет, а тревога за будущее присутствует у всех. Мы барахтаемся в информационном водовороте, учимся жить и приспосабливаться к стремительно меняющемуся вокруг нас миру. Хватаемся за всё подряд с мыслью «а вдруг пригодится?». Поэтому стараемся навешать на детей как можно большее количество кружков и развивающих занятий.
- Какие наказания можно применять?
- Физические наказания и крик говорят о бессилии взрослого. Лучше чего-то лишить: сладостей, гаджета. Одно условие - когда вы наказываете ребёнка, вы оговариваете срок наказания, например: ты сегодня вечером лишаешься просмотра мультфильмов. А не так, что ты вообще мультики смотреть не будешь.