Царский путь. Какой вклад внесли Романовы в развитие железных дорог

Передвижная стендовая выставка про железную дорогу. Презентация в Парадном зале музея им. М.А. Врубеля. © / Владимир Казионов / АиФ

Передвижная стендовая выставка «Развитие железных дорог в России под покровительством Императорского дома Романовых» открылась в Омске.  Выставку создал научный коллектив фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» при поддержке Института всеобщей истории Российской академии наук.

   
   

При поддержке ОАО «РЖД» экспозицию увидят на всём пути Транссибирской железнодорожной магистрали.

«Паровая» телега

Железную дорогу в России строили при четырёх царях. Начало строительства относят к правлению Николая I, который в 1836 году подписал указ о сооружении Царскосельской железной дороги, а 30 октября 1837 года она была открыта.  Далее за проекты взялся Александр II, который 26 января 1857 года подписал указ о создании сети железных дорог. Александр III подхватил, что называется, инициативу. 29 марта 1891 года император всея Руси подписал указ о строительстве Великого Сибирского пути, так называется Транссиб – на то время самый большой и финансовоёмкий проект, который завершал уже последний российский самодержец Николай II.

26 стендов истории железной дороги. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Со строительством и эксплуатацией Транссибирской магистрали вдоль железной дороги стали появляться новые города, а старые получили новый импульс развития. Среди них и Омск.

На железной дороге работали высококлассные специалисты с хорошим образованием и воспитанием. Не зря ведь в музее омских железнодорожников вам первым делом покажут рояль – его везли на новые места жёны железнодорожников. Новая культура, новые профессии и рабочие места – вот что дала «железка» городам Сибири.

Селяне, поначалу крестившиеся на паровоз, быстро привыкли к «паровой» телеге, как они тогда называли чудо века. Привыкли и смекнули, что преимущество у них теперь больше – можно торговать, можно быстро и, главное, много перевезти по железной дороге.

Председатель наблюдательного совета ЕСПО Анна Громова, врио губернатора Омской области Виталий Хоценко, заместитель начальника железной дороги по Омскому территориальному управлению Николай Милованов и министр культуры Омской области Юрий Трофимов. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Железнодорожная станция «Омск»

Наш город стал ещё одной точкой на карте проекта Елисаветинско-Сергиевское просветительского общества. В музее имени М. А. Врубеля омичей приветствовала председатель наблюдательного совета фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова. Она отметила, что Омске бережно сохраняются места, связанные с историей Дома Романовых, визитов членов императорской фамилии.

   
   
Омский стенд. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

В Омске бывали Великие Князья Владимир Александрович и Константин Константинович. Последний император Российской империи дважды был на омской земле, правда, ни разу в качестве царя и самодержца. В 1891 году в Омск прибыл цесаревич Николай Александрович. Ему было 23 года. Второй раз он до Омска не добрался. 28 апреля 1918 года полковник Романов, таково было воинское звание царя, с супругой и дочерью Марией оказались на станции Любинская.

Однако при царях Омская область стала могучей территорией: от пашни до стальной магистрали путь был трудным, но в 1914 году Омск стал самой крупной станцией на Западно-Сибирской дороге. Перед Первой мировой войной Великий Сибирский путь проходил от Санкт-Петербурга до Владивостока через Омск и составлял 9 508 км.

Приветственная часть открытия выставки. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

«На выставку мы потратили год, чтобы собрать информацию, документы, найти фотографии, сверстать макет. Нам очень хотелось, чтобы это была фундаментальная работа, которая бы отвечала замыслу 1891 года Александра III. Он этот проект охарактеризовал общенациональным делом. Мне кажется, что такие проекты, которые бы объединяли всю Россию,  для нас очень важны», - сказала председатель наблюдательного совета фонда ЕСПО Анна Громова.

Передвижная выставка поедет по районам

Жителям Вятки, Тюмени, Омска, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Читы, Хабаровска, Владивостока и многих других городов представлена история Великого Сибирского пути – Транссибирской магистрали. На 26 стендах выставки вся история железной дороги, собранная с любовью. Фото, порой уникальные, служат прекрасным иллюстративным материалом.

На открытии побывали омские историки, краеведы, архивисты и многие другие. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Одним из первых посетителей экспозиции стал врио губернатора Омской области Виталий Хоценко. Как человек государственный, он смог по-своему оценить значимость железной дороги для региона.

«Количество перевозимых на экспорт грузов увеличилось в разы. Могу сказать, что это дало колоссальное развитие и городу, и области. И предопределило дальнейшее историческое значение Омска как одного из центров, а может быть, даже столицы Сибири», - сказал глава региона, приветствуя посетителей выставки.

Анна Громова, Виталий Хоценко и Юрий Трофимов. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Виталий Хоценко поручил министру культуры Омской области Юрию Трофимову составить график экспонирования выставки в муниципальных районах, где есть железная дорога. Транссиб – гордость России, путь, соединяющий центральную её часть и Дальний Восток. Транссиб открыл путь к тихоокеанским портам и железнодорожным путям в Азию.


Уникальная экспозиция пойдет по городам Сибири и завершится во время Международного форума в сентябре 2023 года во Владивостоке.