Бронепоезд Всеволода Иванова. В белом Омске писатель работал на Колчака

Книга издана Институтом мировой литературы при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. © / Александра Горбунова / АиФ

Советский писатель Всеволод Иванов, дважды награждённый орденом Трудового Красного знамени, начинал свою литературную деятельность у белых в армии Колчака. Раньше этот факт его биографии предпочитали не упоминать, зато теперь эта часть его жизни изучена.

   
   

В областной библиотеке имени А. С. Пушкина состоялась презентация книги «Всеволод Иванов. «Бронепоезд 14-69»: контексты эпохи». В издании представлено классическое произведение советской литературы о Гражданской войне, выполненное в жанрах повести, пьесы и литературного сценария.

Тексты сопровождаются подробными комментариями и аналитическим материалом. Включены в состав подлинные исторические документы, воспоминания, дневниковые записи, письма, выдержки из газет.

Презентовала книгу внучка писателя, старший научный сотрудник института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, кандидат филологических наук Елена Папкова. Ей помогали, в числе прочих, и омичи. Это профессор кафедры всеобщей истории, социологии и политологии ОГПУ, доктор исторических наук Анатолий Штырбул и филолог, краевед, директор музея театрального искусства Юлия Зародова.

Омск - один из героев книги

Представим себе ситуацию: ноябрь 1919 года. Пять лет Россия воюет: сначала Первая мировая, потом Гражданская война. Февральскую революцию 1917 года сменил Октябрьский переворот. Власть в центре страны принадлежит большевикам, территорию за Уралом и по окраинам некогда огромной империи контролирует противоборствующая сторона. Но с каждым днём её положение становится всё более шатким. Адмирал Колчак, 11 месяцев возглавлявший белое российское правительство, бежал из Омска.


К 10-летию революции Всеволод Иванов написал пьесу «Бронепоезд 14-69» на основе своей же одноимённой повести.


В теплушке колчаковских войск, оборудованной под походную типографию, едет на восток молодой корреспондент газеты «Вперёд» Всеволод Иванов, будущий автор знаменитого «Бронепоезда 14-69». Эту повесть он напишет в 1922 году на материале яростной борьбы сибирских партизан с белогвардейцами.

   
   

Кутаясь в шинель, под стук колёс Иванов вспоминает события яркой, творческой жизни в Омске, насыщенной знакомствами и дружбой с писателями, поэтами, художниками, артистами - да мало ли кого в то время приютил город. Собирались часто в гостях у Антона Сорокина, сибирского писателя со странной репутацией. Сейчас таких называют акционистами, а тогда он эпатировал публику своими выходками. В его доме бывала Анна Тимирёва, возлюбленная адмирала . Существует такая байка: однажды верховный правитель России заехал к Сорокину за своей припозднившейся дамой. Его познакомили с Всеволодом Ивановым. Представляя, сказали: это молодой писатель, кстати, переписывающийся с Горьким. Колчак заметил: несомненно, Алексей Максимович талантлив, а затем добавил, что всё равно их всех надо повесить. Правда это или нет, доказать сейчас трудно. Но в переписке с Горьким Всеволод Вячеславович действительно состоял.

«Несомненно, Омск - один из героев этой книги, - сказала Елена Папкова. - В ней всё оказалось максимально связано с вашим городом. Публикуются документы из исторического архива, рукописи, уникальная фотоподборка. Представлен спектр разных взглядов и на произведения, и на эпоху. Эта многомерность оказалась нам на пользу, потому что картина получилась объёмная и неодносторонняя».

Внучка писателя, старший научный сотрудник института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, кандидат филологических наук Елена Папкова. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Кино и белогвардейцы

Само произведение о броне­поезде, который отбили у белогвардейцев, было весьма по­пулярно в 1920-е годы. К 10-летию революции Художественный театр решился поставить пьесу о событиях того времени, и руководство театра обратилось к писателям - дайте нам материал. В числе прочих были Михаил Булгаков, Константин Тренёв, Валентин Катаев и Всеволод Иванов. Так родились «Дни Турбиных» на основе уже написанного романа «Белая гвардия». Иванов из своей повести создал пьесу, премьера спектакля состоялась 7 ноября 1927 года.

Экранизацией заинтересовался кинорежиссёр Яков Протазанов. В 1931 году на экраны выйдет его первый звуковой фильм «Томми». В основе сценария - повесть Иванова. Томми - так зовут английского солдата, ставшего большевиком.

Елена Папкова рассказывает об ещё одной попытке экранизировать повесть. Сценарий для нового фильма она случайно обнаружила в архиве Мосфильма. История эта была печальной. Написал сценарий сам Всеволод Иванов, однако он не понравился худсовету, в который, кстати, входили режиссёры Алов и Наумов, поставившие потом легендарный фильм «Бег». К делу подключили ещё одного сценариста, но с его трактовкой категорически не согласился Всеволод Вячеславович. К апрелю 1963 года ситуация нормализовалась, но в августе умер Иванов. Его вдова выступила категорически против каких-либо съёмок.

Елена Папкова, прочитав сценарий, понимает, что этот текст не совсем то, что написано в повести. Сюжет про крестьянскую армию и бронепоезд остаётся, но список действующих лиц уже иной. Добавлены белые офицеры. Невеста главного персонажа Незеласова Варя читает ему стихи: «Скорбно сдвинут ротик маленький, / Вы молчите, взор потупя. / Не идут вам эти валенки. / И неловки вы в тулупе». Это стихи Георгия Маслова, русского поэта и литературоведа, пушкиниста. Известно, что служил в Егерском батальоне ставки верховного главнокомандующего, затем помощником начальника политотделения Особого отдела управления делами верховного правителя и Совета министров (умер от тифа в 1920 году).

Где же могли увидеться советский писатель Иванов и бело­гвардеец Маслов? Раскручивая эту цепочку, исследователь творчества деда Елена Папкова и установила обстоятельства пребывания его в Омске. Сначала тот был наборщиком в типографии. Позже стал печататься как журналист в различных изданиях белой Сибири. Его редактором в газете «Вперёд» был Василий Янчевецкий (он станет историком по фамилии Ян, а за роман «Чингисхан» ему будет присвоена Сталинская премия). Редакция не имела собственного здания, её разместили в двух вагонах, стоявших на городской ветке. В одном из них помещались передвижная типо­графия, в которой и печаталась газета. По убеждениям Иванов был эсер-интернационалист.

Вот с этой газетой Иванов с женой уезжали на восток, но поезд завернули партизаны. Россию писатель покидать не стремился. Какое-то время поработал в редакции газеты «Советская Сибирь», а после уехал в Петроград. Это был 1921 год. Был членом пролетарской группы писателей, а затем участником объединения «Серапионовы братья». В 1924 году переехал в Москву. С учётом того, кем он был в Омске, судьба Иванова сложилась удачно и успешно.

В каждой библиотеке есть книжки Иванова. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Самые правдивые - доносы

Искусствовед, главный научный сотрудник музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ Ирина Девятьярова сказала, что книга ей понравилась.

«Работа проведена колоссальная, - отметила она. - Я рада, что не всё ещё потеряно в нашем литературоведении. Издание подробное, академическое. Иванов видел, слышал, писал о боях, жизни в белой столице, которая была весьма богата событиями, в том числе литературными, художественными. Вряд ли мы будем спорить, что культура тогда испытывала взлёт». 

Директор литмузея им. Ф. М. Достоевского Виктор Вайнерман приветствовал работу исследователей. «Очень яркая команда - сказал он. - Издание представляет собой произведение искусства. И как книга, и как научный труд читается легко и интересно». 

Внучка писателя и «омская» команда издания. Анатолий Штырбул и Юлия Зародова. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Кроме исторического комментария и газет составители сборника пользовались мемуарами тех людей, которые знали Иванова. «Их довольно много, - комментирует Юлия Зародова. - Открывают их… доносы. Они-то и оказались самыми правдивыми в сборнике. Они нам очень помог­ли, потому что некоторые писали об Иванове очень осторожно, чтобы не навредить. Доносы же написал Антон Сорокин. Когда Иванов уехал в Петроград и стал известен, Антон Семёнович писал во все органы, что тот служил в Белой армии!.

Правда, есть в воспоминаниях и такой факт - Иванов для подполья делал фальшивые паспорта. Но подполье в Омске было эсеровским, в заслугу перед большевиками это не поставишь. Завершает издание историческая хроника  - одно из самых ценных мест в книге. Автором её стал историк Штырбул. Добавим, что издание подготовлено Институтом мировой литературы при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).