Бритые полголовы и отрубленные кисти. Как жили заключённые в царской России

В таком виде арестантов отправляли на каторгу в Сибирь. © / pastvu.com

18 мая во всём мире отмечают День музеев. В преддверии праздника корреспондент omsk.aif.ru посетил постоянно действующую экспозицию, посвященную истории уголовно-исполнительной системы Омской области, расположенную в УФСИН РФ по Омской области.

   
   

Экскурсовод выставки - член регионального совета ветеранов УИС Игорь Моисеев рассказал, какие меры наказания применялись к осуждённым в Царской России и как в те времена содержали заключённых в Омской области.

По пути каторжному

Екатерина II во времена своего правления во многом либерализовала уголовное законодательство,  заменив телесные наказания (отрубание головы, рук, ушей и языка, посадка на кол, четвертование, клеймение и т.д.) тюремным заключением и каторгой.

Отметим, что каторга как наказание появилась ещё при Петре I, но тогда она касалась в основном служилых людей, самовольно оставивших боевые позиции или проявивших трусость в сражениях. Провинившихся использовали в качестве бесплатной рабочей силы при строительстве в Азове и Петербурге. А также на флоте в качестве гребцов на галерах. Из них формировали своеобразные штрафные батальоны, призванные нанести урон неприятелю, зачастую ценой собственной жизни.

Позже на каторгу стали отправлять людей, преступивших закон, независимо от их происхождения и пола. Её отбывали на рудниках, заводах и в крепостях. Каторжников отправляли на неосвоенные территории Сибири и Дальнего Востока. Был проложен Великий каторжный путь, бравший начало в Санкт-Петербурге и заканчивающийся в Нерчинске. Общая его протяжённость составляла 5600 км, это расстояние этапы преодолевали за 1,5 года.

Передвигались заключённые пешим строем, закованные в ручные и ножные кандалы, которые крепились на руку не болтами - их клепал кузнец; понятно, что снять самостоятельно такие оковы было невозможно. Общий вес их достигал 15 кг. А если в рядах находился преступник, приговорённый к пожизненной каторге или пытавшийся совершить побег, то через весь этап прокладывалась цепь, к которой приковывались все каторжане.

Общий вес кандалов достигал 15 кг. Фото: Пресс-служба УФСИН по Омской области

В пути их сопровождали солдаты караульной службы. В губерниях, где находились регулярные воинские части, этим занимались конвойные стражи. На территориях, где они отсутствовали, функцию выполняли сотрудники жандармского корпуса. По воспоминаниям каторжан-очевидцев, которые приводятся в различных исторических материалах, солдаты относились к заключённым более гуманно, нежели жандармы, порой даже шли на какие-то послабления, например, позволяли родственникам передать каторжанам узелки с вещами или продуктами.

   
   

Без права на потери

Основным питанием в пути были сушёная рыба, хлеб и вода. И только в больших городах, где этапы останавливались на пару суток для отдыха, каторжники могли претендовать на горячую похлёбку – кашу на воде либо овощной суп.

В больших городах местами для стоянок этапируемых были кордегардии. Фото: Пресс-служба УФСИН по Омской области

Для ночёвок вдоль всего Сибирского тракта через каждые 20-25 вёрст были построены полуэтапы. В них размещались все путники: и конвой, и каторжники. В больших городах местами для таких стоянок были – кордегардии. Одновременно они выполняли функцию помещений для карантина. А больных хватало. Усталость, холод, голод, инфекции косили ряды. За каждого каторжного конвоиры несли ответственность, поэтому находили всяческие способы, чтобы сохранить по максимуму численность этапа.

Так, если преступнику каким-то чудным образом удалось сбежать, хотя это было практически невозможно, то его заменяли новичком. Таким несчастным обычно оказывался простолюдин из ближайшего населённого пункта, чаще всего выбирали из тех, кто был подшофе, задерживали, заковывали в кандалы и ставили в этап. А для доказательства того, что каторжник умер в дороге, ему отрубали кисть правой руки. Часть конечности везли до пункта прибытия в качестве улики.  Впоследствии жалобы на беспредел дошли до царского двора, и такую практику пришлось прекратить.

Перед тем как отправить каторжан в дальний путь, их особым образом выбривали. Это делалось в целях профилактики побегов. Самым злостным преступникам регулярно сбривали левую или правую половину волос на голове. Как правило, справа волосы сбривались у тех, кто был осуждён по уголовным статьям, а слева - у политических арестантов. То есть если каторжнику и удавалось бежать, то его легко было определить по причёске.

Кроме того, на спине одежды каторжан пришивали больших размеров ромб из белой и жёлтой ткани. Это делалось для того, что облегчить прицеливание конвоиров в случае побега.

Каторжан в пути сопровождали солдаты караульной службы и жандармы. Фото: Пресс-служба УФСИН по Омской области

Система поимки сбежавших преступников сбоев почти не давала. Ведь по Указу Екатерины II людям, которые укрывали беглых каторжников, грозило такое же наказание, как и тем, кого они прятали. А за выдачу беглого каторжника полагалась премия – мешок муки или сахара, что по тем временам было целым состоянием. Поэтому народ охотно выдавал беглецов чтобы поправить своё имущественное положение. Поисками сбежавших занимались также особые казачьи отряды.

И нужен был замок тюремный

Первые бараки для содержания ссыльнокаторжных были построены в Омске в 18 веке на месте, где сейчас располагается этнокультурный комплекс «Старина Сибирская». Зимой там содержалось 30 человек, летом – 50. Заключённых использовали на обслуживании Омской крепости.

До открытия таких бараков преступников размещали в домах законопослушных граждан. Однажды из Тары в Омск пришёл большой этап каторжан, для всех мест не нашлось, и трёх этапируемых полицмейстер был вынужден привести к себе домой. Жена стража правопорядка, не желая жить в соседстве с ворами и убийцами, убедила мужа написать прошение на строительство отдельного помещения для содержания ссыльнокаторжных.

Первый тюремный замок в Омском Прииртышье появился в Таре в 1784 году. Основные его сооружения сохранились по сей день. В главном здании сегодня располагается штаб исправительного учреждения СИЗО № 2. В Омске подобное здание было построено в 1859 году на территории современного СИЗО № 1. До наших времён оно не сохранилось.

Омский тюремный замок. Фото: Центр изучения истории Гражданской войны (ЦИИГВ)

В тюремных замках содержали арестантов на этапе предварительного следствия, политических заключённых, опасных преступников.

Кстати, все тюремные замки в Российской империи строились в виде буквы Е (по заглавной букве имени Екатерины II), отличались они только этажностью. В Омске это здание имело 1,5-метровые стены, маленькие окна.

В тюремных замках содержали арестантов на этапе предварительного следствия, политических заключённых, опасных преступников. Фото: Пресс-служба УФСИН по Омской области

Камеры были оснащены печным отоплением и свечным освещением. Обязательными атрибутами быта заключённых были: православная икона, Библия, деревянная утварь. Арестантам знатного происхождения могли передать какие-то вещи из дома, в том числе книги (не больше трёх). 

Чаще всего заключённые спали на соломе, покрытой рогожей. В то время не было прогулочных дворов, возможностей помывки и стирки. Неудивительно, что в тюремных камерах царили педикулёз, кожные заболевания, туберкулёз и др.

К 1917 году Омская область имела на своей территории пять тюремных замков.