Больничный квест. Воспитанники спортсекций застряли в поликлиниках

40 тысяч юных омичей занимаются спортом. © / Валерий Христофоров / АиФ

По закону с июля прошлого года для допуска к занятиям нужно заключение врача спортивной медицины. И чтобы его получить, надо проконсультироваться у ряда узких специалистов. В итоге с учётом всех очередей процесс затягивается минимум на месяц. И конечно же, это возмущает всех родителей. Раньше к октябрю все секции были заполнены на 100%, но в этом году набор идёт, а омичи всё ещё водят детей по врачам.

   
   

«В марте 2016 года появился 134-й приказ Минздрава для определения групп здоровья и права заниматься спортом. В перечне необходимых специалистов травматолог, хирург, окулист, невропатолог, кардиолог, уролог у мальчиков и гинеколог у девочек. После них ребёнок сдаёт общеклинические анализы: кровь, моча; биохимические анализы – кровь из вены. Далее электрокардиография и эхокардиография, заключение педиатра, - перечисляет заведующая школьно-дошкольным отделением детской городской поликлиники № 5 Ирина Черняк. - Он делает полную общую оценку всего, что прошёл ребёнок, что сдал, и проводит функциональные пробы. Далее идёт заключение спортивного врача. Но если ребёнок хочет заниматься в спортивном кружке на базе школы и у него нет отклонений в состоянии здоровья, функциональные пробы в норме соответствуют стандартам и его возрасту, педиатр может сделать заключение и как спортивный врач».

Кадровый дефицит – как у всех

Но если речь идёт о спортивной подготовке, которая имеет пять этапов, то для первого и второго заключение должен дать спортивный врач. Какой конкретно это этап - определяет тренер. Врачебно-физкультурный диспансер занимается спортсменами третьего-пятого этапа. Ещё туда отправляют на консультацию в спорных случаях, когда в поликлинике не могут принять однозначное решение.

«40 тыс. детей в области занимаются спортом, из них половина должны два раза в году пройти обследование, то есть это 60 тыс. дополнительных консультаций каждого узкого специалиста. Кардиологов в регионе всего 39, из них треть детские. Дети пошли хаотично, в одно время ринулись все 40 тыс., чтобы получить справки. Понятно, что это невозможно, - уверена замминистра здравоохранения Омской области Ольга Богданова. - Мы подготовили 44 специалиста по спортивной медицине, которых в территориальных поликлиниках раньше не было вообще, а теперь должен быть в каждой. Поэтому пока всё равно не хватает. Во-первых, кадровый дефицит, как и во многих специальностях. Во-вторых, возможности кафедры тоже ограничены. Впоследствии надо готовить ещё и дублирующих специалистов. Профессиональная переподготовка – это тоже непросто, на три месяца врач отрывается от основной работы».

Некоторые тренеры взаимодействуют с медработниками и стараются облегчить этот процесс. Приходят со списком детей и перечнем обследований и по результатам ежегодных профосмотров вписываются некоторые результаты. Также некоторый объём работы берут на себя школьные медработники.

«Наша секция базируется в школе-интернате № 15. Это коррекционная школа для детей слабослышащих и глухих. Помимо этого, у моих детей ДЦП, нарушения координации. Приведу пример: приходит в секцию глухой ребёнок с ДЦП, еле перешагивает через борт. Через два года он основной вратарь, с которым мы добиваемся больших результатов среди обычных детей. Он поступил в колледж, это полноправный член общества. Пусть это высокие слова, но так оно и есть. За 15 лет работы в школе-интернате все дети, которые желали заниматься и получали поддержку родителей, тренируются, учатся, работают, - рассказывает тренер по флорболу ДЮСШ №22 Юрий Самсонов. - Но тут вопрос встал ребром: многих воспитанников мог просто потерять. Родителям раздал направления в поликлинику по месту жительства – дети с разных районов. Они позвонили перед 1 сентября и говорят, что не могут попасть к врачам из-за больших очередей. Выход нашли: дети проходят диспансеризацию в поликлинике, наша медсестра выписала диспансеризационные листы, с ними я пришёл к заведующей поликлиникой, вопрос решён без проблем. Из 16 на 13 человек сразу дали заключение. Один мальчик не прошёл диспансеризацию, потому что тогда болел, а двое ещё должны обратиться к специалистам – невропатологу и кардиологу. Нужно держать связь с поликлиниками, и тогда не будет проблем».

   
   

Шахматисты тоже бегают

В будущем году могут появиться разные варианты работы, например, выход врача поликлиники в секцию - или, наоборот, все дети консультируются и проходят исследования в один день. Такая система налажена со школами и детсадами.

Некоторые родители не понимают, зачем помимо этих осмотров ещё один. Однако он носит уточняющий характер для определения типа и интенсивности нагрузок. Дальше решает тренер: например, если ребёнок очень хочет заниматься конкретным видом спорта, а здоровье не позволяет, его могут оставить на спортивно-оздоровительном этапе. В любом случае дети должны быть всесторонне обследованы, а патологии – выявлены как можно раньше, чтобы избежать несчастных случаев. За последние годы таких в нашем регионе было два.

По информации минздрава, в регионе всего чуть более 2 тыс. из 400 тыс. детей имеют абсолютные противопоказания к занятиям физкультурой и спортом. Всем остальным можно подобрать какой-либо вид пусть не профессионального спорта, но физкультуры – точно.

«Родители возмущаются: зачем для шахмат проходить кардиолога, специалиста по функциональной диагностике? Но просто у тех, кто так говорит, нет информации, что в шахматах дети не только садятся за стол и начинают переставлять фигуры, а каждую тренировку уделяют до часу общей физподготовке, а это и силовые упражнения, и бег, - объясняет замминистра по делам молодёжи, физкультуры и спорта Омской области Алексей Фадин. - Они развивают все группы мышц так же, как головной мозг. Почему набор специалистов в соответствии с приказом един для всех? Потому что не важно, какой вид спорта: идёт разностороннее развитие ребёнка и выявление у него способностей».

Кроме того, региональный минздрав будет направлять в федеральный свои замечания и рекомендации по этому приказу. Но процесс внесения изменений довольно долгий - не менее трёх-пяти лет. Поэтому каждая поликлиника и каждая секция пока должны выработать свой механизм взаимодействия, в том числе с использованием выездных бригад, если это потребуется.