Инициатором создания комплексного плана, разработанного для обучения как новобранцев, так и действующих бойцов добровольческих формирований, стал омич Максим Бачевский с позывным «Пепел».
Omsk.aif.ru ранее писал об истории этого бойца. Впервые «за ленточку» он попал по мобилизации, служил под Кременной, сапёром. На одном из боевых заданий, спасая командира, он подорвался на мине и лишился ноги, чудом выжил.
После реабилитации Максим вновь отправился на СВО, на этот раз — добровольцем. Заключил контракт с добровольческим корпусом и уже почти полгода служит инструктором в батальоне им. Карбышева.
Солдаты-универсалы
Знающий не понаслышке, что такое боевые действия, владеющий азами теории и практики военного дела, он обучает участников СВО успешно выполнять боевые задания, сохраняя здоровье и жизнь себе и сослуживцам.
«Мы разработали программу по подготовке штурмовых сапёров, которая не имеет аналогов на СВО. Она максимально приближена к реалиям современных боевых действий, бойцы отрабатывают тактику на специально построенном и оборудованном полигоне, — рассказывает инструктор Максим Бачевский. — Современные военные действия требуют универсальной подготовки военнослужащих, чтобы они умели действовать в любой сложившейся ситуации».
Программа включает: инженерно-сапёрную и огневую подготовку; краткий курс тактической медицины; общий комплекс «Штурмовая тропа», обучающий солдата тому, как вести себя на пересечённой местности с инженерными взрывными заграждениями; отработку действий на этапах «Оборона» и «Штурм».
Бойцы учатся правильно реагировать на появление квадрокоптеров и FPV дронов, при обнаружении растяжек, ловушек и мин; как вести себя при ранении; как действовать при артиллерийских ударах, при попадании в засаду; как преодолевать минные поля и это далеко не полный перечень ситуаций, встречающихся сплошь и рядом на линии боевого соприкосновения.
Не количеством, а качеством
Тестирование правил военного пособия проходило в течение трёх месяцев на базе учебного корпуса. Сегодня новобранцы полноценно работают по комплексным занятиям. Обучение прошли уже пять групп, в составе каждой 30 человек. Интерес к программе проявляют и другие подразделения.
«Уникальность этой программы в том, что здесь учат обращаться с огромным количеством взрывных средств. Хорошо пригодятся знания в работе с беспилотными летательными аппаратами. Очень много практических занятий, которые помогают работать на позициях», — отмечает боец с позывным «Суета».
Практика уже показала, что с отличными знаниями и отработанными умениями ведения боя отряд с небольшим количеством солдат способен противостоять целому взводу противника.
«В качестве примера приведу случай, когда перед штурмовой группой из пяти бойцов стояла задача взять опорный пункт. Длина окопной линии с опорным пунктом примерно 250-300 м, на ней было сосредоточено до 30 человек противника. Наши ребята взяли этот опорник без потерь личного состава, ещё и с пленными», — говорит Максим Бачевский.
«Сюрпризы» на каждом шагу
Историей о том, как знания, полученные после прохождения подготовительного курса по программе, помогли спасти человеческие жизни поделился участник СВО 53-летний Юрий Поленков. Отец троих детей и дедушка пяти внуков «за ленточку» отправился добровольцем в мае 2022 года. Был и стрелком, и санитаром в группе эвакуации, и гранатомётчиком.
Домой возвращался из-за ранения, но как сам признаётся, не смог спокойно сидеть в тепле и уюте, зная, что его сослуживцы в это время рискуют собой. Так, добровольцем попал в инженерно-сапёрную роту, прошёл обучение инструкторскому делу и сегодня передаёт свой опыт бойцам-новобранцам.
«Занятия во-многом учат бдительности и внимательности. Однажды мы продвигались на боевое задание, и на тропе заметили пачку печенья. У меня такая находка вызвала подозрение. Когда я остановил группу и подошёл на безопасное расстояние, то обнаружил на упаковке вмятину от коптера. Ну, а дальше, пригодились знания. Несколько операций и печенье с сюрпризом взорвалось, разлетелись осколки, а без тактических знаний это могло стоить нам жизни, — вспоминает Юрий. — Времена меняются, как и ведение боевых действий, тем более мы воюем с западной машиной, а там нечего гуманного нет. Если даже взять во внимание методы установки взрывчатых веществ в детские игрушки, то это может сказать о многом».