В этом году Омская энергосистема празднует своё 80-летие. Но энергетика - это не только станции, сети и провода - это в первую очередь люди. Вот о них-то в преддверии юбилея «АиФ в Омске» с помощью Омской областной организации «Всероссийский Электропрофсоюз» и будет рассказывать в своей постоянной рубрике.
ЭНЕРГИЯ - НАША РАБОТА,
ЭНЕРГИЯ - НАША СУДЬБА!
Все омичи знают экс-мэра, экс-депутата и действующего председателя областной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов Е. И. Белова. Но не все помнят, что Белов более 30 лет отдал омской энергосистеме, пройдя путь от слесаря ТЭЦ-3 до генерального директора «Омскэнерго». Наш разговор с ним именно об этом.
Тёплое письмо
Ольга Коробова, omsk.aif.ru: Евгений Иванович, как вы попали в энергетику?
С супругой мы учились вместе, в институте же и поженились, к окончанию вуза у нас уже был маленький сынишка. Учились оба хорошо, и поэтому была возможность выбирать место распределения из того списка, что нам дали. Я написал в пять городов, и отовсюду получил приглашения, но самое тёплое письмо было из Омска. Туда мы и решили поехать.
Помню, в декабре 1968 года защитились, в январе были в отпуске, а 2 февраля 1969 года уже были в Омске. Приехали сразу на ТЭЦ-3, нас на первую ночь поселили в здравпункте, так как был уже вечер. А мы сына уложили и пошли посмотреть котельные, турбины - очень хотелось увидеть станцию.
Потрясла своей мощью
- Сильно отличалась омская ТЭЦ-3 от вашей куйбышевской ГРЭС, где вы работали во время учёбы в вузе?
- Конечно! Та маленькая, эта большая. ТЭЦ-3 была одной из передовых, с ведущими на тот момент технологиями.
Великих людей в то время было невероятное количество. Сейчас таких мало. И они нас всегда учили, что мы не просто работаем - за нами школы, больницы, люди, предприятия. Любое ЧП скажется на городе, поэтому допускать его нельзя. В первую очередь это воспитание ответственности к своей работе, и это через всю жизнь я пронёс.
- Дальше в вашей жизни была партийная, но тоже связанная с энергетикой работа, а потом Омскэнерго. И как раз начались безденежные 90-е…
- Когда деньги исчезли, я попросил наши институты, они дали 15 специалистов (экономистов, аналитиков), провели деловую игру и из них отобрали четверых. Они начали заниматься вопросом, чем и как рассчитываться. Стали ездить по заводам, фабрикам, смотреть, откуда они получают запчасти, комплектующие, куда денежный поток уходит и как в этот процесс вставляли нашу омскую энергосистему, чтобы платежи закрывались взаимозачётом.
Также я просил, чтобы при профкоме круглосуточно был человек, и любой сотрудник мог бы прийти и взять то, что ему нужно, под зарплату: хоть гвоздь, хоть школьную форму для ребёнка. Со всеми хозяйствами заключили соглашения, везли из районов мясо, молоко, муку, рыбу. В столовую ходили в счёт зарплаты. Всё это помогло нам выжить.
Строителей стали вовлекать - брали квартиры за свою работу, получались своего рода кооперативные дома: человек писал заявление и у него 10-15 лет ежемесячно высчитывали из зарплаты по 20-30%.
Для меня было важно, решая те или другие проблемы, не вызывать антагонизма у людей (что происходило в Новосибирской, Томской энергосистемах). Это укрепляло коллектив, помогало жить и работать в тех сложных условиях.
И когда стали акционироваться, в большей части энергосистем РФ пошли не тем путём, который выбрали мы в Омске. По закону 15% акций гендиректор мог забрать себе. Я человек команды и просто не мог так поступить. На одном совещании, когда готовились к этому, предложил включить в этот список всех руководителей станций, электросетей, главных инженеров, бухгалтеров, экономистов и т. д. Я считаю, это было правильно, но так поступили в России только мы, омичи.
Энергетиков - в руководители
- Какие моменты работы в энергетике запомнились на всю жизнь?
- Жизнь энергетика, тем более руководителя, интересна в том плане, что ты ответственен в любое время суток. Когда я уходил в кино или в театр, дежурный по энергосистеме знал время сеанса, ряд и место, чтобы в случае чего аккуратно меня оттуда вызвать. То есть была постоянная готовность к нештатным ситуациям.
Были и аварии, как, например, на ТЭЦ-4, когда рвало трубы подачи со станции на город, были аварии на турбинах, на той же самой ТЭЦ-4, и к нам бригада приезжала из главка. Когда участвовал в этих совещаниях, это тоже было школой - открывались такие нюансы, о которых и не задумываешься.
Захватил тот период, когда ЛЭП-500 тянули к нам из Казахстана; ездили к ним «добывать» уголь - денег-то не было, поэтому меняли стиральные машины, «кроты», постельное бельё на уголь, везли его в Омск, чтобы станции не остановить, людей не подвести.
И когда Полежаев попросил меня пойти в город, мне помог опыт Омскэнерго: это такая мощная школа мышления, поиска выхода из ситуации. Энергосистема - это тоже город со своими людьми и ресурсами. Я бы всех руководителей в городе, области и стране назначал из энергосистемы.
- Что бы вы пожелали своим коллегам в год 80-летия омской энергосистемы?
- Любите и берегите нашу энергосистему. Это должно стать делом всей вашей жизни. И прожить её надо так, чтобы вы гордились и были готовы прожить ещё раз, практически ничего не меняя. Гордились, что благодаря вашему труду Омск развивается, возникают новые жилые дома, детские сады, школы, спортплощадки, скверы и парки. Развивается экономика города, региона.
Желаю крепкого, дружного коллектива, с каким интересно работать и отдыхать. Помните и заботьтесь о ветеранах, знайте и храните историю предприятия и людей, которые работали ранее на вашем месте. Храните дух единства энергосистемы России - оплота и гаранта стабильности развития нашего Отечества.