Берегись, автомобиль! Как справиться с детским травматизмом на дорогах

В 2017 году в Омской области произошло 9962 аварии. © / максим Кармаев / АиФ

Согласно статистике, смертность на дорогах в России по-настоящему велика. Только за прошлый год в авариях на территории Омской области погибло более 200 человек.

   
   

Самые страшные цифры - это количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей до 12 лет. Справиться с напастью поможет только профилактика.

Амбициозные цели

Директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников рассказал о кампании «Навстречу безопасности», которая проходит в рамках федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». Эта программа проводится в российских городах совместно с ГИБДД России. По словам Мельникова, целевая программа по снижению смертности на дорогах предполагает, что к 2030 году количество погибших в результате ДТП должно быть сокращено до нуля.

«Мы живём в очень сложное и интересное время. Потому что, как вы знаете, были подписаны майские указы, была принята стратегия по безопасности дорожного движения, ставящая крайне амбициозные цели, - рассказал Вадим Мельников. - Для понимания того, в каком формате это происходит, мы вспомним ситуацию, которая была 10 лет назад: на дорогах гибло порядка 36 тысяч человек в год. Сейчас этот показатель - 19 тысяч человек в год. То есть, в принципе, очень большой скачок по снижению смертности уже сделан. Дальнейшие мероприятия потребуют концентрации ещё больших усилий».

Согласно плану, к 2024 году смертность в результате ДТП должна сократиться в 3,5 раза. Если в 2017 году в регионе в авариях погиб 221 человек, то в 2024 году этот показатель должен составить 63 погибших. Также перед чиновниками стоит задача уменьшить вдвое количество мест, где чаще всего происходят дорожно-транспортные происшествия.

Показатели растут

Однако в Омской области количество погибших за год на дорогах только растёт. Начальник управления дорожного комплекса регионального минстроя Дмитрий Христолюбов считает, что такие показатели связаны с улучшением состояния дорог, которые позволяют развивать большую скорость. В дальнейшем это приводит к тому, что водители нарушают правила и попадают в более серьёзные аварии.

В 2017 году на территории Омской области произошло 9962 ДТП. В них погиб 221 человек, ранено 3719. За семь месяцев 2018 года уже произошло 1543 аварии, в которых погибло 108 человек и травмировано 2012.

   
   

«Наблюдается рост аварийности с наездами на пешеходов по вине водителей на 4%, а также рост ДТП при нарушении водителями правил перевозки детей до 12 лет на 43%. По остальным категориям зафиксировано снижение аварийности», - пояснил врио начальника УГИБДД УМВД России по Омской области Евгений Щербинин.

Скутер и мопед можно водить с 16 лет, получив права. Фото: АиФ/ максим Кармаев

Смертность детей-пассажиров в 2018 году снизилась до 50% по сравнению с 2017 годом. Из-за того, что родители нарушили правила перевозки детей, погиб один рбёнок. Из-за нарушения водителями правил дорожного движения произошло 89 случаев наездов на детей.

Выход найден

Предотвратить такое количество смертей поможет профилактика. Поэтому сейчас власти вкладывают средства в проекты, которые уже доказали свою эффективность: они хорошо работают и не стоят слишком дорого. Так, обучение правилам дорожного движения начинается с самого рождения и продолжается до наступления зрелого возраста. Специалисты центра «Движение без опасности» проводят занятия в роддомах, детских садах, школах и автошколах. Они показывают обучающие материалы будущим мамам, приучая их к ответственности за жизнь ребёнка. А маленькие дети в формате игры быстрее усваивают необходимые правила и стремятся их выполнять.

Подобную практику также использует региональное министерство образования. Соответствующие классные часы проводят с детьми в школах. Насколько успешна такая стратегия, можно будет увидеть уже через несколько лет.

Однако родителям стоит напомнить, что ответственность за собственную жизнь и своего чада лежит только на них. И чтобы не кусать локти, достаточно посадить ребёнка в детское кресло и пристегнуть ремень.

Первые 20 минут

Иван Костюк

«Министерство здравоохранения уделяет большое внимание сокращению смертности и сохранению здоровья при попадании в ДТП, - говорит директор территориального Центра медицины катастроф Иван Костюк. - Это происходит благодаря сокращению времени приезда скорой до места аварии: машины стараются приехать в первые 20 минут после трагедии. Такая быстрая реакция врачей стала возможна благодаря оснащению всех скорых системой ГЛОНАСС.

Согласно мониторингу шести месяцев 2018 года, приезд скорых вовремя составляет 96% от всех выездов. Оставшиеся 4% ехали к месту аварии дольше 20 минут. Это очень хороший показатель. Также минздрав открыл симуляционный центр, в котором происходит обучение населения. Там мы имитируем аварии, различные чрезвычайные ситуации. Например, мы учим, как правильно достать пострадавшего из машины».

Открыты всему новому

Елизавета Стёпкина

«С 1 июня мы вместе с общественной организацией «Доброспас-Омск» выезжаем в оздоровительные лагеря, расположенные на территории Омской области. В них мы проводим массовые уроки по безопасности, в том числе связанные с дорожно-транспортными происшествиями, - рассказала уполномоченный при губернаторе Омской области по правам ребёнка Елизавета Стёпкина. - Также мы обучаем правилам безопасности на воде и тому, чем опасны самовольные уходы. В целом, работа ведётся активно.

Ещё мы подключились к всероссийской акции «Безопасное детство». Недавно мы провели акцию на трассе Омск-Тюмень вместе с сотрудниками ГИБДД и Общероссийским народным фронтом. Во время мероприятия мы разговаривали с водителями, призывали использовать детские кресла и не оставлять детей одних в припаркованной машине».

Подростки учатся водить

Игорь Семакин

«В 2016-2017 годах мы вместе с молодёжным общественным советом проводили мероприятия по безопасности среди школьников. Когда мы посещали школы и проводили там разные интерактивные и обучающие мероприятия, ученики живо реагировали на происходящее. Мы использовали ролики, которые нам предоставляли федеральные ведомства и региональная Госавтоинспекция, рассказал президент Ассоциации автошкол Омской области Игорь Семакин. – Так вот, я побывал в нескольких регионах нашей страны, и есть среди них такие, в которых реализовывают проекты по обуч­ению школьников профессии водителя с 8-9 классов. В школах есть часы, отведённые на изучение разных профессий, и в некоторых регионах России этим воспользовались. Благодаря этому реализуются несколько моментов.

Во-первых, всем детям предоставляется возможность изуч­ить правила безопасности на дороге, используя учебно-материальную базу автошкол. К слову, во многих автошколах она отличная. А это значит, что при обучении используют современные методы. Во-вторых, дети получают профессию к тому моменту, как заканчивают старшие классы. Это тоже немаловажно, потому что в таком возрасте подростки уже могут работать. Многих беспокоит вопрос занятости, а здесь они уже успели познакомиться с профессией».

Кстати

В Европе существуют жёсткие требования к перевозке детей в автомобилях. Запрещено перевозить детей без использования удерживающих устройств, которые соответствуют их возрасту и весу. В большинстве стран дети должны ими пользоваться до тех пор, пока им не исполнится 12 лет или они не достигнут 135 см в высоту. В некоторых странах за нарушение перевозки детей грозят серьёзные штрафы. Так, в Греции нерадивым родителям придётся заплатить 350 €, в Дании - 268 €, в Норвегии - 208 €, в Швеции - 239 € и в Эстонии - до 400 €.