«Однажды в архиве мне попалась на глаза интересная фотография, которая сразу же привлекла моё внимание. На снимке был изображён молодой, красивый офицер. Он сидел в кресле и вальяжно держал в руках газету, вокруг него находились молодые дамы с собачкой, а справа стоял одиноко на лестнице денщик. Мне захотелось изучить биографию этого офицера. Как позже выяснилось, этим молодым человеком был Аполлон Аполлонович Подкорытов. Судьба его сложилась трагично. В Историческом архиве Омской области имеется много документов связанных с ним, в том числе личное дело и характеристика, составленная преподавателем Сибирского кадетского корпуса полковником Руссетом», - рассказала главный архивист Исторического архива Омской области Олеся Филинович.
От кадета к офицеру-наставнику
Подкорытов родился 23 февраля 1877 г. в Томске. К сожалению, сведений о родственниках Аполлона Аполлоновича немного. Известно, что его отец был надворным советником в Сибирском казачьем полку, когда Аполлону Аполлоновичу исполнилось 17 лет, он умер.
Подкорытов сам пробивал себе дорогу по тернистой карьерной лестнице. Одна из сестёр – Елена Аполлоновна являлась учителем русского языка в Первой Омской женской гимназии, частной женской гимназии М.П. Эйнарович. Вторая сестра Аполлона Аполлоновича – Вера работала продавцом в Омском отделении объединения предприятий швейной промышленности «Москошвей». О матери известна только дата рождения.
Аполлон Аполлонович учился в Сибирском кадетском корпусе, в 1894 году его окончил. Как преуспевающий отличник был зачислен в легендарное Николаевское кавалерийское училище. Для многих оно известно тем, что Михаил Лермонтов был его выпускником. В этом учебном заведении обязательными были занятия физкультурой и спортом. Гимнастика, верховая езда, фехтование, стрельба – всё по несколько часов в день. «Николаевцев» узнавали по выправке, и их набирали в гвардейские полки.
Подкорытов после окончания училища возвращается в Омск. В 1895 году его назначают хорунжим во 2-й Сибирский казачий полк. Он участвовал в «китайском походе».
Семейная жизнь Аполлона Аполлоновича сложилась удачно. Он женился на дочери отставного подпоручика Марье Ивановне Андриевской, преподавательнице французский язык в Омской второй женской гимназии. 20 ноября 1903 года у них родилась дочь Ольга.
В годы Русско-японской войны Подкорытов был назначен полковым адъютантом 5-го Сибирского казачьего полка, который находился в Маньчжурии. Аполлон Аполлонович стремился попасть на передовые позиции. Он подал прошение о своем переводе в Отдельный корпус пограничной стражи на должность командира корпуса, но в переводе ему отказали.
Возможно, благодаря этому отказу войну офицеру удалось пройти без контузий и ранений. Он был удостоен пяти боевых орденов, один из них – орден Анны 4 степени с надписью «за храбрость».
В сентябре 1905 г. в Омском кадетском корпусе появляется вакансия офицера-воспитателя. Как кажется начальнику Сибирской казачьей дивизии генерал-лейтенанту Самсонову, подъесаул Подкорытов достоин занять её. О чём и пишет в письме к начальнику Главного управления военно-учебных заведений. Но, по действующему тогда циркуляру, в кадетские корпуса принимают офицеров только дворянского происхождения. Аполлон Аполлонович же не был потомственным дворянином. Год длится переписка по этому поводу, наконец, его принимают в кадетский корпус.
Коллеги Подкорытова по Сибирскому кадетскому корпусу относились к Аполлону Аполлоновичу с уважением, отмечали его выдающиеся умственные способности и видели в нем большой потенциал.
Педагогическая карьера
Подкорытов преподавал в Сибирском кадетском корпусе физкультуру. Любил своих юных воспитанников, но не баловал, был с ними строг. Как человеку энергичному ему удавалось преподавательскую карьеру совмещать с написанием книг по гимнастике и подвижным играм.
«Подкорытов был в прекрасной физической форме, занимался джигитовкой, фехтованием, гимнастикой. По собственному признанию, его привлекали все виды спорта, за исключением тяжёлой атлетики, - говорит Олеся Филинович. - Краеведы называют его одним из первых судей по футболу в городе Омске».
С именем Аполлона Аполлоновича связывают участие в Олимпийских играх 1912 года. Россия готовилась впервые принять участие в Олимпийских играх. Они проводились на тот момент лишь в пятый раз, принимала соревнования мирового масштаба Швеция. Спортивная команда из Российской Империи состояла из 168 человек, по большей части это были спортсмены-офицеры. Капитан Аполлон Аполлонович был одним из кандидатов в сборную. К сожалению, подтверждённых документально данных о его участии архивистам пока не удалось обнаружить.
В 1913 году Подкорытов становится подполковником, в августе 1914 года он отправляется служить в Иркутский кадетский корпус, где работает до 1918 года.
В источниках не имеется информации об участии Аполлона Аполлоновича в Гражданской войне, и вообще в анкетах Подкорытова можно обнаружить много противоречивой информации. Так в одной из них, за 1921 год, он сам указывает, что в Белой армии не был, аресту и пленению не подвергался.
Сохранением исторической памяти об Аполлоне Подкорытове занимаются сейчас сотрудники Городского музея быта и музея истории омского спорта.
Однако, в базе данных участников Белого движения в России, составленной доктором исторических наук Волковым, указано, что Подкорытов был взят в плен и до июля 1920 года находился в Кожуховском концлагере Москвы, а с 14 апреля 1921 г. – в частях Западного фронта.
В одной из анкет сообщается, что он работал преподавателем в железнодорожной школе, в другой – занимал должность начальника учётно-инспекторского отдела управления вуза Запфронта в г. Смоленске. В третьей анкете указывал, что в 1922 г. приехал в Омск из г. Казани. Точно известно, что в июле 1922 г. НКВД отказал Подкорытову в выезде в г. Иркутск.
«Предполагаю, что Аполлон Аполлонович пытался эвакуироваться с Иркутским кадетским корпусом во Владивосток», - считает Олеся Филинович.
В 1928 голу Подкорытова как бывшего белого офицера лишают избирательных прав, но в 1929 -м восстанавливают.
Жизнь при советах
Аполлон Аполлонович отчаянно пытается вписаться в советский социум. В 1923 году Подкорытов кардинально меняет свою сферу деятельности. Он оканчивает курсы инструкторов-техников по борьбе с вредителями сельского хозяйства и устраивается на работу по новой специальности, недолго трудится заведующим на Сибскладе. В декабре 1924 года подполковник вновь ищет работу, его семья находится в затруднительном положении. На руках 75-летняя мать, сестра Вера без работы. Сестра Елена получала социальное обеспечение. Какое-то время Подкорытову пришлось подённо работать чернорабочим, чтобы хоть как-то прокормить семью.
Наконец его принимают на должность секретаря в Омское кредитное товарищество. Он получает 60 руб. в месяц. Работа тяжёлая, по 12 часов в день, но более всего Подкорытов переживает из-за бестолковой организации работы и хищения средств из кассы сотрудниками Омского кредитного товарищества. О злоупотреблениях членов Омсккредита Подкорытов не единожды сообщал в своих служебных записках с просьбой предоставить ему возможность наладить делопроизводство. В результате Аполлон Аполлонович попал под сокращение и был уволен.
Вскоре Подкорытову улыбнулась удача, с 1926 года он преподает физкультуру в железнодорожном техникуме и железнодорожной школе, а также на Педагогических курсах омской железной дороги.
В начале 1930-х гг. он получает удостоверение ударника физкультурной работы при городском совете и удостоверение инструктора физкультуры. Он судья на городских соревнованиях по многим видам спорта, более того, его признают лучшим спортивным арбитром на краевых соревнованиях. В 1932 году он в авангарде движения «Готов к труду и обороне». Подкорытову выдают удостоверение об успешной сдаче ГТО и о присвоении звания лучшего физкультурника СССР.
«Этот факт можно назвать последним в успешной карьере талантливого преподавателя - физкультурника. В этом же году никогда не увлекающегося политикой, не состоявшего в политических партиях Подкорытова арестовывают по делу белогвардейской контр-революционной ячейки как организатора в г. Омске подпольной группы, готовящей свержение советской власти», - рассказывает Олеся Филинович.
Что послужило поводом для обвинений Подкорытова в заговоре – неизвестно.
Сохранились письма Аполлона Аполлоновича к родным, трогательные и проникновенные. Они написан на клочках бумаги, где он заботится о близких и размышляет о будущей жизни: «Комнату необходимо маленькую. Комната и кухня, я в кухне, если буду дома. Не навязываю, но хорошо бы вместе с сестрами прицеливаю отдельную комнату и общую кухню… мы все стары, объединимся легче будет…».
Олеся Филинович рассказывает, очевидно, что Подкорытов думал о переезде всей семьей в Киев к родственникам жены. Тем более, что те звали их к себе, предлагая и помощь и в переезде и в обустройстве.
Только вот не удалось семье Аполлона Аполлоновича, блестящего военного офицера, педагога, наставника, уехать на Украину. Он умер в 1933 году. Скорее всего, он закончил свои дни в тюрьме, не дожив до вынесения окончательного приговора.