Алгоритм розыска. Для поиска пропавших людей нужны профессионалы

Омская область станет местом проведения учений поисково-спасательных отрядов Сибири.

   
   

Об этом стало известно на встрече за круглым столом в правительстве региона с представителями национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям.

Александр Бурков обратил внимание, что в последнее время на территории региона активно развивается добровольчество. Говоря о направлении работы, связанной с поиском пропавших детей, глава региона напомнил историю с Колей Бархатовым. Двое суток трёхлетний малыш провёл в тайге, а найден был в нескольких метрах от того места, где его оставили родители.

Не надеяться на чудо

Тогда за поисками Коли Бархатова следила вся страна, долгожданное «Найден, жив!» услышали от волонтёров поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». В той поисковой операции приняли участие около 700 человек, было задействовано 80 единиц транспорта, в том числе вездеход, два квадрокоптера, вертолёт. Местные жители объезжали тайгу на лошадях. В операции участвовали поисково-спасательные отряды «Лиза Алерт» и «Доброспас», сотрудники МЧС, МВД и Росгвардии. Наряды Госавтоинспекции круглосуточно дежурили на просёлочных дорогах на случай, если ребёнок выйдет из леса.

Уже во время поисков стало ясно, что есть проблемы. Потребовалась максимальная концентрация сил и большое количество поисковых групп. Но добровольцы, несмотря на огромное желание помочь, были не подготовлены к работе в таёжной местности, у них не было соответствующей одежды, многие не имели поисковых навыков и вполне мог­ли сами заблудиться в тайге. Просто так запустить в лес людей было бы большой ошибкой.

Тем не менее мальчик был найден, для омичей это стало большим испытанием и опытом.

700 человек искали мальчика. Фото: Поисковый отряд "Лиза Алерт" Омск

После на координационном совещании по обеспечению правопорядка в Омской области подробно обсуждалась тема эффективности организации поисково-спасательных мероприятий, глава региона поручил разобраться, почему было потрачено столько времени на поиск Коли Бархатова. «Необходимо детально разобраться, где были просчёты, - заявил тогда Александр Бурков. - Надеяться на чудо больше нельзя».

   
   

Учить желающих

Стало понятно, что поискам пропавших надо учить. Большое количество людей на поисках - это очень важно, так же как максимальное и быстрое распространение информации. И важно поднять народ как можно скорее. Но не менее ценно, если это уже профессиональный отряд, созданный, быть может, по типу добровольного пожарного общества или дружинников. По одному звонку они бы собирались вместе и шли искать.

Сейчас волонтёры занимаются обучением новичков, по большей части в свои ряды они призывают студентов и работающую молодёжь, однако открыты для всех.

В январе 2020 года в Омске открыли ресурсный центр развития добровольчества и ресурс­ный центр добровольчества в сфере культуры безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий. Обе площадки созданы в рамках нацпроекта «Образование» и открыты на базе Регионального молодёжного центра.

Центр волонтёров ЧС был создан благодаря отделению Российского союза спасателей. Россоюзспас на эти средства отремонтировал помещение, а также приобрёл специализированное оборудование и инвентарь. Например, при показательном выступлении на открытии ресурсного центра студенты-волонтёры организовали штаб, полевой госпиталь, развернули средства электроснабжения, обогрева, оргтехнику. Кстати, помимо обучения волонтёров центр проводит мероприятия в детских садах и школах по основам безопасности жизнедеятельности. И стараются рассказывать, что нужно делать в случае, если ребёнок потерялся. Будь то в природной среде или в городе.

Штаб спасателей-поисковиков. Фото: Российский союз спасателей

Опыт других

На круглом столе договорились с представителями национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям о мастер-классах крутых профи.

«На базе Российского университета спецназа мы регулярно проводим двухнедельное обучение добровольцев, а также организуем большие учения в федеральных округах», - сказала председатель попечительского совета центра Елена Мильская.

В Омске тоже провели занятие для добровольцев-поисковиков. Программа составлена так, чтобы навыкам без труда могли овладеть волонтёры с самым разным уровнем подготовки. Их учат ориентироваться на местности, создавать карты и оказывать первую медицинскую помощь - всё это может пригодиться для максимально эффективной работы во время реальных поисковых операций.

«Наша программа универсальная, - сообщил руководитель подразделения национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям города Рязань Алексей Шуйчиков. - В Омске мы провели занятия по карто­графии, для поиска это очень важно. Мы должны не просто послать группу волонтёров в лес, а изучить местность, рельеф. Увидеть, где располагаются лес, реки, болота и затем сделать карту местности».

В 2018 году правительство Омской области подписало соглашение о сотрудничестве с национальным центром. В рамках действующего соглашения проходят занятия для волонтёров регионального отделения национального центра, поисково-спасательного отряда «Доброспас-Омск».

«В скором времени центр намерен провести уроки безопасного Интернета в Омской области, чтобы уберечь детей от негативных контактов в социальных сетях», - пообещал начальник управления по взаимодействию с регионами национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям Гиорги Булиа.

В ходе такого урока эксперты расскажут о возможных рисках при использовании общедоступных Wi-Fi-сетей и научат способам защиты персональных данных. Для проведения уроков безопасного Интернета специалисты национального центра и Лиги безопасного Интернета разработали в 2019 году пособие для школьников разных возрастов, а также методические рекомендации для педагогов.

Кстати, среди инициатив центра есть проект «Мир вокруг», в рамках которого в школах устанавливают специальные контейнеры для телефонов-смартфонов, чтобы ученики не отвлекались от занятий.

Учение поисковых отрядов

По данным МВД России, в 2019 году находилось в розыске 3445 детей, найдено 2282 ребёнка, остались ненайденными 1804.

«Согласно статистике УМВД России по Омской области, в прошлом году зарегистрировано 564 факта исчезновения несовершеннолетних детей. В этих условиях нам нужно быть готовыми в любой момент на высоком профессиональном уровне организовывать поиски пропавших детей. Нам хотелось бы в рамках круглого стола выработать общие подходы и методики для совместной работы», - сказал на встрече с волонтёрами губернатор Омской области Александр Бурков.

При этом глава региона отметил, что правоохранительные органы, спасательные службы и общественные организации должны перенимать успешный опыт друг друга. И научиться взаимодействию. А это возможно, когда отрабатываются совместные действия в межведомственных учениях. Национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям готов участвовать в организации таковых: в 2020 году, например, провести слёт всех волонтёрских отрядов Сибири.

«Мы готовы привезти специалистов Российского университета, которые проведут занятия для волонтёров по различным дисциплинам: оказание первой помощи, выживание в естественной среде, топография, использование технических средств в поисковых операциях и другие. В течение 2019 года подобные учения трижды прошли на территории России», - сказала председатель попечительского совета центра.