Каким только немыслимым метаморфозам не подвергались омские цены за последние два месяца. Самый нелепый случай, который удивил даже федеральные СМИ, когда внезапно оказалось, что заморские ананасы стоят дешевле наших родных томатов. Неужели верхней планки в ценообразовании просто не существует?
Массовая истерия по поводу подорожания всего не прекращается с начала года. Каждую неделю новостные ленты пестрят результатами очередных проверок и мониторингов. Власти возмущённо цокают языком, выписывают нарушителям предписания, нарушители, в лучшем случае, выплачивают штраф и… всё снова возвращается к исходной точке. Что происходит с омскими ценами и реально ли если не вернуть на прежний уровень, то хотя бы остановить рост?
Капуста как деликатес
Только за февраль прокуратура Омской области выявила 79 нарушений в сфере ценообразования и санитарных норм. В некоторых торговых точках подорожание отдельных видов продуктов составило более 40%(!). Взметнулись вверх ценники на мясо, молоко, овощи… Возмущение у омичей вызвал не только факт того, что помидоры стали стоить дороже ананасов (сейчас ценник на томаты понизился), неприятно удивила и белокочанная капуста. После того, как она подорожала почти на 30% (на 7,3 руб.), в дело вмешалось региональное министерство экономики, потребовав установить причины необоснованного повышения цен.
Ведомство направило в антимонопольную службу предложение по проверке организаций, ответственных за подорожание капусты. В итоге повышение оправдали не только сезонным фактом, но и истощением запасов продуктов в регионе (ту же капусту привозят в Омск из Казахстана. – Ред.), ростом издержек на хранение и импорт этого овоща по более высоким ценам из-за курса рубля.
Увеличиваются затраты и на отопление в теплицах, вследствие чего в Омске, например, подорожали огурцы. Закладываются в новые цены и издержки на предстоящую посевную. Но самая большая проблема с овощами и фруктами в том, что эти продукты скоропортящиеся, их нужно побыстрее продать и важен оборот. Работать в убыток тоже никто не хочет. Однако, глядя на ценник овощей и фруктов в магазинах и на рынках Омска, местные жители начинают сходиться во мнении, что свой огород – это, наверное, не такое уж и хлопотное дело…
– За один поход в магазин я трачу по 500-600 рублей, – жалуется омичка Татьяна Арсеньева. – И так почти каждый день. Иначе семью из трёх человек не прокормить, хотя деликатесов мы не покупаем. Уже начинаем с мужем жалеть, что 10 лет назад продали дачу. Думали, что дешевле в магазинах продукты купить, чем с участком возиться, а сейчас вот как оно получилось.
Подводит и качество продуктов в омских магазинах. Так, например, в производстве молочных продуктов в одной из крупных компаний использовалось сырьё с истёкшим сроком годности. Теперь работу омских поставщиков продуктов питания проверяет антимонопольная служба.
Пережитки прошлого
Самое интересное во всех ценовых гонках то, что какого-то реального рычага воздействия на поставщиков товара оказать невозможно. Можно бесконечно жаловаться, проводить рейды, выписывать штрафы, но кардинально изменить ситуацию – нельзя. Мониторинг цен проводится во всём регионе по 40 видам продукции, полученная информация отправляется в министерство промышленности и торговли РФ, где она анализируется, и на уровне федерации могут предпринять какие-либо меры. Что касается регионального минэкономики, то санкционных мер оно применять не вправе. Министерство просто выявляет необоснованный рост цен и сигнализирует об этом в соответствующие органы - УФАС и прокуратуру.
Работа на самом деле проделывается гигантская, но всё стопорится на пресловутых федеральных законах. Должен быть соблюдён ряд условий, объясняет Вадим Кабаненко, заместитель руководителя омского УФАС: доля у конкретной торговой сети должна занимать на рынке региона не менее 8%. Если она меньше, то повлиять на него нельзя. Но ведь монополистов у нас в регионе попросту нет, и ни одна торговая сеть в Омской области не занимает более 8% от всех существующих. Круг замкнулся.
Сергей Суменков |
А вот Сергей Суменков, глава антимонопольной службы, и вовсе порекомендовал омичам самостоятельно регулировать цены на продукты питания. Чтобы этого достичь, нужно… просто ограничить себя в потреблении некоторых продуктов. По его мнению, регулировка цен на рынке – это пережитки советского прошлого:
– Регулирование рыночных цен на товары сегодня отсутствует. И мы не собираемся к этому возвращаться, поскольку проходили это в начале 1990-х. Многие наши граждане родились в Советском Союзе, и их первая реакция – куда смотрит власть. Но кризис и санкции – это реальность.
Болеть дорого
Подорожание лекарств – ещё один больной вопрос для омичей. С начала года стали «кусаться» и цены в аптеках. Мониторинг цен на лекарства актуален с 2011 года, когда правительством РФ был создан перечень жизненно важных препаратов. И государственное регулирование цен распространяется только на этот список – всего 600 наименований.
Людмила Шукиль |
– К этому перечню обычно вопросов не возникает, – комментирует Людмила Шукиль, заместитель министра здравоохранения Омской области, начальник управления по фармацевтической деятельности и производству лекарств. – Проблемы возникают с ценой препаратов потребительской корзины: валидол, пенталгин, корвалол, кардиомин и так далее. Безусловно, продавец здесь самостоятельно регулирует торговую надбавку. Тем не менее, если где-то зафиксировано многократное изменение цены, мы готовы рассмотреть стоимость и не из перечня жизненно важных препаратов. Для этого нужно обращаться либо к нам, либо в РЭК. Но никаких санкций к аптечной организации мы применить не можем. Только разъяснительная работа.
Кстати, жалобы омичей на дорогие лекарства с недавнего времени принимает РЭК (РЭК может регулировать цены только на лекарства, но не на продукты питания – Ред.). Оперативный рабочий штаб будет заниматься выявлением организаций, которые без видимых на то причин завышают цены на лекарства и продукты. В задачи специалистов РЭКа входит «координация межведомственного взаимодействия по вопросам соблюдения уровня торговых надбавок на жизненно важные лекарственные препараты». При этом основанием для проверок аптек могут быть только обоснованные жалобы самих омичей. Граждане, которые пришли в аптеку и обнаружили значительное подорожание лекарств, могут написать обращение в РЭК и приложить чек, подтверждающий завышение розничной надбавки.
Кстати, на прошлой неделе стало известно, что крупнейшие российские розничные сети договорились заморозить цены на социально значимые продукты на два месяца. К социально значимым относятся два десятка продуктов. Среди них говядина, свинина, курица, молоко, сахар, соль, картофель, яблоки. В создании проекта соглашения участвовали такие ритейлеры, как «Магнит», X5 RetailGroup, MetroCash&Carry, «Лента», «Ашан» и «Дикси». Также в Омске региональный минэкономики предложил изменить на время ценовую политику на основные продукты питания в ООО «Холидей». Уже определены 20 позиций товаров, на которых снизят ценник со 2 марта по 4 апреля. А магазины компании «Сибириада», «Холидей» и «Холди» даже будут продавать хлеб экономкласса весом 0,5 кг по 19 рублей за булку. Отклика от остальных продавцов минэкономики региона всё ещё ждёт. Что победит – человечность или жажда наживы?
От редакции
«Заморозка» цен – это, конечно, очень хорошо и антикризисно. Но что делать после того, как пройдёт установленный период времени? Если вспомнить, что омские зарплаты, в отличие от цен, изменяются совсем в другом направлении, становится совсем грустно. И в апреле их повышения точно не предвидится. И как-то дико становится от того, что мамочки задумываются: купить ребёнку килограмм яблок или хватит двух штук, и выбирают последнее. И подобных примеров сотни. В этом случае напутствие от антимонопольной службы об ограничении себя в продуктах питания напоминает заветы министра здравоохранения Омской области Юрия Ерофеева, печально знаменитого с историей про томографы, как-то советовавшего омичам лечить грипп чесноком. И если четыре года назад это вызывало улыбку, то сейчас, судя по ценам на лекарства, как раз настало время чеснока…
Мнение власти
Расим Галямов |
Расим Галямов, заместитель министра экономики Омской области:
– Во все торговые сети мы направили письма с предложением информировать нас о планируемом повышении цен. То есть, чтобы сеть перед тем, как поднять цены, сообщала нам о причинах. И такие письма приходят. В основном цены поднимаются именно поставщиками с разными обоснованными причинами. То есть в 95% случаев рост цен объективный. Необоснованное повышение в последнее время в нашем регионе касалось сахара. Информацию об этом мы направили в УФАС. И, кстати, динамика повышения цен в Омской области ниже, чем в других городах СФО – даже в сравнении с Барнаулом и Горно-Алтайском. Правительство РФ может ввести ограничение по ценообразованию на срок в 90 дней. Но если вводить такое ограничение, мы рискуем выйти на дефицит того или иного продукта либо уйти в теневую экономику. У нас конкурентный рынок, и здесь основным регулятором является само население. Государство создало такой рынок, когда никто не может диктовать цены. Население само иногда провоцирует своим ажиотажным спросом повышение цен.
Позиция прокуратуры
Что касается прокуратуры, то в данный момент регулируются цены ТОЛЬКО на детское питание, так как это регламентировано государством. Всё остальное оценивается с точки зрения антимонопольного законодательства. Контролирующие органыприменяют два механизма выявления нарушений ценообразования: плановая проверка, о которой предупрежден продавец, и внеплановая, которая проводится по заявлению потребителя.
Наталья Жарко |
– Внеплановые проверки проводятся не во всех случаях, а только при наличии достаточных оснований, – объясняет Наталья Жарко, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан. – Причём в этой информации должны содержаться сведения, что товар представляет угрозу жизни и здоровью конкретного потребителя. Только в этом случае орган государственной власти имеет право организовать внеплановую проверку. Что касается аптек, то проблема в том, что население не сообщает о конкретных фактах нарушения ценовой политики на конкретные лекарственные препараты. Мы, в свою очередь, не можем проверять ценовую политику по всем препаратам, которые продаются в аптеке. Только те, которые включены в перечень жизненноважных.
Мнение народа
Наш постоянный читатель Виктор Бреусов уверен, что торговую наценку можно регулировать:
– В условиях экономического кризиса особое значение приобретает принятие кардинальных мер против неудержимого и необоснованного роста цен, особенно на товары повышенного спроса, продукты питания, лекарства, товары детского ассортимента. Как показывает практика, силовыми методами, антимонопольным законодательством рост цен не остановить. Необходимо экономическое принуждение участников рыночных отношений бороться за рынок сбыта через снижение цен, повышение качества продукции и обновление ассортимента товаров. Именно поэтому нужно поставить рост прибыли в зависимость не от роста цен, а от объёма продажи в натуральной форме. Для этого достаточно «оторвать» торговую наценку от закупочной цены. Исчислять её не в процентах, а в рублях на килограмм масла, литр бензина, упаковку лекарства, как предельно допустимую для данного товара. Что это даст? Рост прибыли зависит только от увеличения объёмов продаж в натуральной форме. Чем ниже цена, тем больше объём продаж. Чем выше качество продукции, тем выше, даже при повышении, объем продаж и прибыль. Не думаю, что продавцы товаров сильно пострадают из-за невозможности увеличивать прибыль за счёт необоснованного роста цен. При увеличении объёма продаж на 10% их прибыль увеличивается на 40% и более. Отсюда вывод: при предельной торговой наценке торговля заинтересована в снижении цен, в продаже товаров повышенного спроса, что полностью совпадает с интересами рядового покупателя. Более того, в интересах торговли избавляться от лишних посредников и перекупщиков. Спекулятивный принцип «купил дешевле – продал дороже» меняется на принцип «купил дешевле – продал больше». Цены – очень хрупкий инструмент рыночных отношений. Нельзя манипулировать ими произвольно.
К мониторингу цен на продукты подключилась добрая половина Омска – от региональных властей до общественности и простых омичей. И все сходятся во мнении, что нам не хватает одного, но самого главного – реального механизма сдерживания обезумивших цен.
Тамара Синичникова, член Общественного совета при УМВД России по Омской области, председателем Омского областного отделения Всероссийской общественной организации «Союз женщин России», директор гимназии №26:
– Вся общественность активно включилась в отслеживание цен по разным видам продуктов питания, но хотелось бы, чтобы были разработаны механизмы торможения цен. Об этом все говорят, все возмущаются и хотят помочь, но как? Механизма-то нет. Власть, общественная палата и депутатский корпус тоже озабочены этим вопросом и, вероятно, какое-то продуктивное решение всё-таки будет. Потому что когда цены подскакивают так резко – это ненормально. Лично мне больше всего бросается в глаза в омских магазинах стоимость овощей, фруктов. Что касается цены заморские продукты – с ними ещё можно смириться и как-то обосновать их, но почему настолько подорожало всё то, что растёт на нашей земле? Почему стали «кусаться» цены на морковку, капусту? Конечно, всё это будет вызывать удивление и возмущение у населения.
Смотрите также:
- Овощи выросли, и цены с ними. Сколько денег готовить для похода в магазин? →
- Время санкций: удержит ли Омская область цены на продукты питания? →
- Новый хлебный закон не всем омичам пришёлся по вкусу →