Ветеринар Владимир Шишковский: «Нет помоек – нет и бродячих животных»

Если вы будете держать голубей, то про отпуск можно забыть © / Александра Горбунова / АиФ-Омск

– У нас в городе люди не могут отличить барана от козы. И это взрослые! Что уж говорить о современных детях, которые путают ворону с синицей, а курицу с уткой, – недоумевает ветеринар Владимир Шишковский.

   
   

Владимир Борисович не понаслышке знает, почему так важно, чтобы дети общались с животными, и откуда растут ноги у агрессии к братьям нашим меньшим. Он не только ветеринар, но и зоотехник, председатель областной общественной организации «Голуби Омска». И он уже не один десяток лет руководит секцией животноводства областной станции юннатов.

А цыплёнок «сломался»   

Ольга Минайло, omsk.aif.ru: – Владимир Борисович, современные родители сейчас бросаются из крайности в крайность. Одни запрещают заводить домашних животных и в ужасе убегают от каждой собаки на улице, у других, наоборот, котята и щенята вместе растут. С какого возраста ребёнка нужно приучать к животным?

Владимир Шишковский: – Я знаю людей, которые держат дома по 17 кошек и тех, кто животных боится даже на расстоянии. Увидят собаку на улице, причём с хозяином, и тут же кричат детям: «Не подходи!». К социально адаптированным животным, то есть к кошкам и собакам, можно приучать с рождения. Иногда родители боятся, что кошка или собака покусают малышей или поцарапают. Не надо бояться! Недавно по телевизору показывали кошку, которая своим теплом согревала младенца, выброшенного матерью на улицу.

Главное - правильно подобрать породу животного. Самые идеальные собаки для семьи с маленьким ребёнком – немецкие овчарки, колли, доберманы, ретриверы, водолазы. Эти породы выведены давно, они замечательно уживаются с человеком. Знаю женщину, которая одна воспитывала сына. Она могла спокойно уйти в магазин и оставить малыша дома с собакой - у неё доберман жил. Так вот, женщина знала, что ребёнок никуда не уползёт и не залезет – собака была отличной нянькой. Кого не стоит заводить? Ротвейлера лучше не надо, порода довольно новая, здесь можно встретиться с агрессией. Сюда же относятся сторожевые собаки.  

Владимир Шишковский ладит и с хорьками тоже Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

Кошки тоже по характеру все разные. Персы, шиншиллы и турецкие – очень своенравные, они не любят, когда их трогают. К человеку подойдут только тогда, когда сами захотят. Лучше взять обычную дворовую кошку, которая без ласки жить не может. Мелких животных до трёх лет детям лучше в руки не давать. Они до этого возраста не понимают, что попугай или цыплёнок живые, для детей это игрушка. Они их сжимают в руках, а потом разжимают и говорят: «Сломалось». У меня такая история с собственным сыном была, когда ему дали подержать в детстве цыплёнка.

Это относится и к котятам, которых малыши случайно могут задавить. Но это неосознанная агрессия, дети не воспринимают их как нечто живое. Взрослых собак и кошек – да, мелких животных – нет. Но агрессия к животным может проявиться позднее.

   
   

О.М.: – Агрессия к животным – это отклонение в психическом здоровье?

В.Ш.: – Чаще это случается, когда дети получают негативное отношение к себе и проецируют эту же ситуацию на животное. К нам таких искалеченных существ иногда родители приносят. Отдавали нам крысу, морскую свинку, над которыми дети издевались. Знаете, морские свинки по природе своей вообще не кусаются. Но когда к нам её принесли, то стоило только поднести к ней руку, как она начинала зубами щёлкать. Чтобы так озлобить животное, это ещё постараться надо. И вместе с этим у нас на станции юннатов живут хищники, которые абсолютно спокойны. Сову выпускаем полетать по помещению, она хоть всего лишь два месяца у нас живёт, но знает, кто мы и как себя надо вести.

Обитатели станции юннатов. Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

Утка вместо кошки     

О.М.: – Многим кажется, что станции юннатов – это некий пережиток советской эпохи. Отток юных натуралистов в последние годы заметен?

В.Ш.: – Если сравнить количество детей 20 лет назад, когда я только пришёл работать на станцию юннатов, то их стало меньше. Но в то время не было такого разнообразия в технике, не было столько программа на телевидении. Сейчас к нам приведут ребёнка, а он может сказать: «Вчера я включил 101-ю программу по «ящику», и там таких животных показали, которых нигде не увидишь». Вот наши педагоги и должны так изворачиваться, чтобы ребята шли не телевизор смотреть, а к нам на станцию. У нас дети занимаются в возрасте от 5 до 18 лет. Секции есть с уклоном в растениеводство, животноводство, эколого-биологической направленности.

О.М.: – В обычных школах такой уклон в живую природу тоже бы не помешал, но сейчас в них даже «живых уголков» не осталось.

В.Ш.: – Так это требования Роспотребнадзора – чтобы ребёнок не был в прямом контакте с животным.  У нас вот тоже все животные за стеклом, хотя раньше такого не было. Плюс школы должны приобретать лицензии, проводить ежемесячные ветеринарные осмотры. Вот у нас выставка голубей 7 февраля, на всех птиц необходимо ветеринарное свидетельство. Стоит оно около 1 000 рублей на одного хозяина, и без него голубей на выставку не запустишь. А «живые уголки» из-за подобных препятствий проще закрыть, что в школах и сделали. В итоге люди уже перестали отличать барана от козы, дети путают ворону и синицу, а курицу с уткой. В городе ведь где на таких животных посмотришь?

Плюс важно, какую мысль в тебя закладывают родители. Один мальчик пришёл к нам, подошёл к клетке с курицами и сказал: «Вот этих - на шашлык!».

Шиншиллы со временем могут стать популярнее кошек Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

О.М.: – Что касается голубей, страсть к их разведению у людей ещё осталась?  

В.Ш.: – Интерес падает, молодых голубятников практически нет. Во-первых, содержать голубей достаточно дорого. Во-вторых, представьте: если у вас будут голуби, у вас не будет отпуска. Вообще никогда. Вот мне их не с кем оставить, и я больше чем на сутки уехать из города не могу. У меня примерно 250 голубей, это считается очень много, больше 100 мало кто держит. Обычно 20-30 птиц.

О.М.: – И всё же голубей экзотикой не назовёшь. Многие омичи вместо кошек и собак покупают шиншилл, хорьков, игуан...

В.Ш.: – Хорьки - это не экзотика, они наши, местные, водятся на территории Омской области. Это хищник, кормить его надо мясом, причём желательно чем-то мелким и живым – мыши, крысы. Шиншиллы – спокойные тихие грызуны, их сейчас очень часто стали заводить вместо кошек. Едят яблоки, семечки, сено. Уход за шиншиллами не очень сложный. Декоративные крысы были экзотикой лет 20 назад, сейчас ими тоже никого не удивишь.

Чем экзотичнее животное, тем сложнее и дороже его содержать. Вот, например, обезьяна дома – это хлопотно. Не каждая обезьяна будет делать то, что хочет хозяин. И они довольно злобные. И, конечно, обезьяна должна родиться в неволе, потому что тех, кто вырос в лесу, приручить сложно. Да, есть омичи, которые заводят обезьян, не удивляйтесь. Достать их сложно, в основном всё нелегально.

Сурок Сарочка любит яблоки Фото: АиФ-Омск/ Александра Горбунова

Кстати, об экзотике дома. Курица или гусь в обычной квартире в качестве домашнего животного – экзотика? Я думаю - да. И ведь есть омичи, которые их заводят. И курицы, и гуси – полноправные члены семьи, домашние любимцы, ничуть не хуже, чем кошки и собаки. И, кстати, они совсем не воспринимают себя гусём или уткой, считают себя такими же, как их хозяева. И понимают людей, и всё делают, и спят на диване, и в туалет куда положено ходят.

О.М.: – Если с домашними животными всё более-менее понятно, то, что делать с бездомными? Эту проблему в России вообще возможно решить? В Америке их отлавливают, потом кастрируют и отпускают обратно. У нас государство на это денег не выделяет.

В.Ш.: – Проблема в том, что у нас много помоек – это вечная кормовая база для бездомных кошек и собак. Если бы не было помоек, в Омске не было бы столько ворон, грачей и голубей – городских «дикарей». Я имею в виду центр Омска, на окраинах бездомные животные и птицы всегда жили. У нас вот, в 12-й микрорайоне, открытых помоек нет, и бездомных животных, соответственно, меньше. В Нефтяниках и других старых районах города ситуация другая – много помоек и много бродячих животных. А на массовую стерилизацию животных государство вряд ли когда-то будет деньги выделять – их проще отлавливать, чем у нас и занимаются.

Досье

Владимир Шишковский, ветеринар, зоотехник, педагог. Работает на областной станции юных натуралистов, заведующий отделом животноводства. Директор омской общественной организации голубеводов «Голуби Омска».