Сразу же после новогодних каникул следственный комитет возбудил уголовное дело по факту смерти первоклассницы – после нескольких дней лечения от простуды тремя врачами семилетняя девочка скончалась. Медиков подозревают в неоказании надлежащей помощи, ведётся расследование.
Врачи или рвачи?
Даша Домашенко заболела в конце декабря: у девочки поднялась температура, и родители вызвали врача из детской поликлиники. Педиатр поставила диагноз - ОРЗ, порекомендовала употреблять больше жидкости, капать в нос и обрабатывать горло. В течение нескольких дней Даше становилось всё хуже, и к ней по вызову пришли ещё два детских врача. Ни один из них не направил девочку на лечение в стационар, так как не видели для этого оснований.
Вызванная почти сразу после ухода последнего педиатра бригада скорой помощи и врачи прибывшей им на помощь детской реанимации ничего не смогли сделать.
«По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей», – говорит Лариса Болдинова, старший помощник руководителя СУ СКР по Омской области. – Предположительно, медицинские сотрудники городской поликлиники № 3 неверно оценили состояние ребёнка, не назначили адекватное её состоянию лечение и не произвели своевременную госпитализацию».
На днях же стали известны результаты прокурорской проверки учреждений здравоохранения. Всплыли многочисленные случаи нарушения законодательства. Стало известно, что в нескольких учреждениях здравоохранения врачи брали с пациентов деньги за услуги, которые должны оказываться бесплатно. Причём впоследствии за оказанную медпомощь больницам возмещались средства.
«При проверке законности оказания платных медицинских услуг в горбольнице № 1 имени Кабанова установлено, что после оплаты пациентами медицинских услуг в соответствии с заключёнными с ними договорами денежные средства за оказанные услуги возмещались за счёт средств обязательного медицинского страхования, – пояснила Татьяна Бородина, старший помощник прокурора Омской области. – Также выявлены многочисленные нарушения при проведении диспансеризации взрослого населения (например, в городских поликлиниках №№ 2, 16 и др.). Также установлено, что отдельные категории граждан несвоевременно получали льготные лекарства в аптеках».
«Медиков просто ставят в такое положение, что они превращаются из врачей в рвачей, – уверен пенсионер Иван Петрович, участник всероссийской акции «За доступную медицину!». – Вы посмотрите, что творится! Медсестёр, санитарок, врачей в больницах не хватает, а у нас опять оптимизацию проводят. Я считаю, что зарплата врача должна рассчитываться исходя из одной ставки, а не так, как сегодня, – врач должен пахать на нескольких работах».
Работают до упаду
«Огромная часть медиков работает на полторы-две ставки и больше, – продолжает Владимир Есионов, другой участник акции. – Непрерывный рабочий день врача может составлять с учётом подработок на ночных дежурствах 32 часа, и так 5-6 раз в месяц. Нет контроля за распределением стимулирующей части зарплаты (а это 60-70% дохода!). Идёт законодательное наступление на социальные гарантии медработников (до 20% снижена надбавка за работу в ночное время, отнимаются дополнительные отпуска за вредность). Нарастает дефицит кадров, нормой становится хроническая усталость медработников и синдром «профессионального выгорания», в связи с этим растёт опасность врачебных ошибок. Голодный врач – это больная страна, власти должны задуматься над этим».
Однако сами медики молчат об истинном положении вещей. Пожаловаться на руководство поликлиники смелости хватает лишь единицам, и то дело заканчивается разговорами в кабинетах или с журналистами по телефону. Называть свои имена и фамилии врачи наотрез отказываются.
«Вы думаете, почему никто из медиков не поддержал в Омске всероссийскую акцию «За доступную медицину»? – спрашивает одна из медсестёр, участвовавшая в акции инкогнито. – Вы не представляете, насколько сильно административное давление в учреждениях здравоохранения. Недовольных и зарплатой, и финансированием отрасли очень много, но высказать своё недовольство вслух – это значит остаться без работы».
Основные направления деятельности по обеспечению качества медицинских услуг обсуждались на заседании координационного совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». По словам чиновников, в регионе делается очень многое для здоровья омичей.
Например, 2015-й объявлен годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. И в Омской области в этом направлении ведётся системная работа. С 2012 года действует региональный сосудистый центр на базе областной клинической больницы, а также специализированные первичные сосудистые отделения на базе семи учреждений.
Откуда трагедии?
«Регион по праву является одним из центров здравоохранения Сибири, где эффективно используется имеющийся потенциал отрасли, отлажена профилактическая работа, снижается заболеваемость населения, – подчеркнул Вячеслав Синюгин, первый заместитель председателя правительства Омской области. – Среди практикующих врачей сотни докторов, кандидатов наук, медработников, имеющих высшие профессиональные категории».
В 2015 году в регионе сформирована специальная программа по оказанию бесплатной медицинской помощи. На финансирование проекта будет направлено 23 млрд рублей, из которых 5 млрд выделяют из областного бюджета. Остальные денежные средства будут выделены из федерального бюджета. Этот проект был утверждён ещё в конце прошлого года на заседании регионального правительства. Основной акцент сделан на государственных гарантиях в оказании бесплатной медицинской помощи.
От редакции: Казалось бы, всё замечательно, но откуда тогда трагедии наподобие той, что произошла с маленькой Дашей Домашенко? Почему с пациентов врачи стараются взять при случае копеечку и не стыдятся этого? А ведь больница - действительно не место для торга, здесь речь-то идёт о человеческих жизнях!
Мы ни в коем случае не собираемся мазать чёрной краской всех врачей поголовно: в области много достойных докторов, и в нашу редакцию приходят письма от благодарных пациентов. Однако становится тревожно всякий раз, когда заболевает кто-то из близких: а вдруг врач будет уставшим, медсестра - невыспавшейся или у них просто будет плохое настроение от того, что зарплата маленькая… А вдруг не доглядят, не помогут, не спасут, не хватит денег?
Обход делать нужно
Главный врач достаточно редко непосредственно контактирует с пациентами, однако ему не запрещено периодически совершать во вверенной медицинской организации обход, чтобы лично убедиться, как обстоят дела. Некорректное отношение – категория весьма субъективная, пациенты тоже могут вести себя далеко не лучшим образом, и медицинский персонал должен быть уверен, что не будет всегда крайним, даже если и пациент отклонился от норм корректного поведения, а затем в отместку написал жалобу в орган здравоохранения».
Если одобрит президент
«Необходимо использовать все возможности для мотивации тех, кто оказывает услуги населению, прежде всего, врачей. Каждый доктор персонально должен быть заинтересован в качестве оказываемой помощи населению и должен сознавать важность повышения качества своей работы, для этого нужно создавать саморегулируемые организации (СРО). Проект СРО медиков, подготовленный Национальной палатой врачей России, находится на рассмотрении в администрации президента РФ. В случае его одобрения образец первой саморегулируемой организации медиков станет основой пилотного практического механизма обкатки модели СРО в здравоохранении. Я не исключаю, что площадкой для реализации пилотного проекта станет Омская область и ряд других регионов».
Нужны подвижники
Разве подобная ситуация в здравоохранении может стимулировать, развивать, улучшать?! Конечно, нет. Поэтому корень зла, я считаю, – в руководителях. Всё остальное – законодательство и его реализация, подбор кадров, обеспечение соцгарантий для медиков – вещи производные. Снизу восстановить полноценную систему, создаваемую десятилетиями, невозможно. Разрушить – можно, а воссоз-дать – нужны подвижники. А их сегодня в Омске я не вижу», – считает Александр Грасс, блогер и правозащитник.