Кредит на храм. Батюшка и прихожане восстанавливают церковь своими силами

Храм Иконы Казанской Божией Матери. © / Фото с сайта Храма Иконы Казанской Божией Матери

В редакцию «АиФ в Омске» обратился настоятель Храма Иконы Казанской Божией Матери. Протоиерей Иоанн Бабяк уже несколько лет борется за спасение одного из старейших православных храмов города, священник даже брал на реконструкцию кредиты. Однако личных средств и пожертвований прихожан на ремонт не хватает, а обращение к губернатору уже год лежит в канцелярии правительства.

   
   

В 1989 году здание Храма Иконы Казанской Божией Матери включили в «Свод памятников истории и культуры Омской области», а год спустя на место настоятеля храма пришел Иоанн Бабяк, который остается главой прихода и по сей день. Священнослужитель просит неравнодушных омичей помочь в восстановление здания, кто чем может.

Корреспонденты «АиФ в Омске» побывали в разрушающемся храме, который  находится практически на окраине нашего города, на ул. Воровского. Ступив на землю церкви, мы ощутили удивительное спокойствие. Еле слышен шум дороги, суета города осталась далеко позади.

Разговор в трапезной

Навстречу нам уже спешил настоятель храма. Пожав друг другу руки, обменявшись приветствиями, Отец Иоанн предложил пройти в столовую – по русскому обычаю не принято начинать разговора, не накормив гостя.

По дороге в трапезную Отец Иоанн показывает на сверкающий на солнце купол и объясняет:

– Вот, воздвигли недавно купол, сейчас штукатурим внутри, можете потом посмотреть, как там ребята трудятся.

Так выглядел Храм Иконы Казанской Божией Матери в 1989 году. Фото: Фото с сайта Храма Иконы Казанской Божией Матери

За столом, накрытым к нашему приходу, желаем друг другу приятного аппетита, Отец Иоанн произносит молитву. Спустя несколько минут, завязывается разговор.

   
   

– Купол кто-то помогал строить?

– Да как сказать, больше сами, своими силами, – отвечает настоятель, пригубив чай. – Долго бился, чтобы выделили кран, купол-то поднимать надо как-то. Помогли, дали на три часа. И все. А материалы, а рабочие? За все платить надо.

– А в общественные организации обращаться не пробовали?

– А как же, пробовал. Они же, понимаете, не отказывают. Выслушают, покивают, скажут, что постараются помочь. И все. Проходят месяцы, а помощи нет.

– Ну а власти города? Мэру или губернатору не пробовали писать?

– Писал, вот даже с собой письмо есть.

Отец Иоанн достает бумагу, адресованную губернатору. В ней настоятель объясняет чиновникам, что церкви, как объекту культурного наследия, необходим ремонт, а денег, собранных за счёт обычных пожертвований, не хватит и на малую часть работ.

– Писал, как видишь.

– И что, каков был ответ?

– Уже год на рассмотрении моя просьба. А до неё ещё несколько раз писал. Обещают помочь, а потом молчат.

– Батюшка, как же вы справляетесь тогда?

– Когда я пришел сюда двадцать пять лет назад, храм был в катастрофическом состоянии, не было купола, часовни, крыша дырявая, окон тоже не было... Всё сам восстанавливал. Своими силами. Сейчас хоть что-то уже.

Своими силами Отец Иоанн восстанавливает храм. Фото: Фото с сайта Храма Иконы Казанской Божией Матери

– А деньги откуда брали?

– Кредиты брал. На церковь не дают, брал на себя, как на физическое лицо. В такие долги влез! И знаете, смотрят люди, как я на кредиты эти церковь возрождаю, а между собой говорят, что, поди, у батюшки-то денег много, раз дело идёт. Не понимают, – Отец Иоанн протирает намокшие глаза. – А я всё своими руками. Траву скосить надо – никто не хочет, я сам кошу. Деревья были высокими, ветер их раскачивал, они могли упасть, прибить кого-нибудь. Тоже я сам спилил. Хотел ёлочки посадить, вижу, что через дорогу их высаживают. Так прошу, дайте пару ёлочек для церкви. А они: «Не положено, батюшка, просто так отдавать. К начальству обращайтесь».

– А прихожане помогают хоть как-то?

– Да. Правда, приход маленький, но всё равно, кто чем может, помогает. Вот, – он показывает на наши уже пустые тарелки, – сейчас кашу с грибами ели, а грибы эти женщина одна принесла. Кто-то малину принесёт, мы её заморозим, будем зимой компот варить. Некоторые и деньгами помогают. Дают тысяч пять-десять, говорят, потом, батюшка, отдашь как-нибудь.

Мы заканчиваем трапезу, и Отец Иоанн устраивает нам небольшую экскурсию. При церкви живут три монахини, которые стирают, гладят, шьют, готовят, пекут хлебцы-просфоры для церковных служб. После знакомства с ними настоятель проводит нас в большую залу, в которой на диванах лежат кучи одежды и обуви, а на полу мягкие игрушки.

Внутренне убранство храма. Фото: Фото с сайта Храма Иконы Казанской Божией Матери

– Вот, приносят люди, хотят помочь. Мы потом раздаем это тем, кто нуждается. Сюда любой может прийти – мы его накормим, оденем. Захочет переночевать – есть спальня для гостей. А вот здесь, – он проводит в соседнюю комнату, в которой стоят ряды школьных парт со стульями, – здесь у нас воскресная школа. Ребятишки приходят, занимаются, пишут, рисуют, изучают книжки. Почти тридцать детей у нас по воскресеньям собирается. Двери храма всегда открыты для прихожан.

В храме работает Воскресная школа. Фото: Фото с сайта Храма Иконы Казанской Божией Матери

История храма

В далеком 1902 году две монахини Сурского Богословского монастыря приехали для восстановления здоровья в омские степи. Они горели желанием основать новое религиозно-просветительское учреждение на берегу загадочного озера, именуемого Чёртовой Ямой, расположенного к югу от города. Озеро издавна славилось своей целительной силой, лечиться к нему приезжали даже гости из-за границы. Выйдя едва заметной тропинкой к берегу Иртыша, монахини поняли, что именно тут они должны заложить основу будущего монастыря.

В годы революции хозяйство монастыря не раз грабили военные, а в 1918 году здание взяли под свои нужды солдаты Колчака, держали в нём пленных. В начале двадцатых годов здание стало прибежищем для двух сотен бездомных детей. Но через год пожар уничтожил большую часть построек, детей переселили в другое место. Удивительно, но даже после этого приход церкви во имя Казанской Божией Матери оставался самым большим в Омске – он насчитывал около 800 прихожан, притоку верующих в стены храма способствовал находящийся рядом курорт с грязелечебницей.

В 1930 году по указу Сибирского краевого административного управления церковь была закрыта, не успевших сбежать монахинь расстреляли. Долгие годы здание храма использовалось не по назначению: здесь располагался временный сборный пункт в годы Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы – сельский клуб. Лишь сравнительно недавно, в 1989 году здание храма признали памятником истории и культуры.