В лабиринте омских улочек в одном ряду с магазинами и бутиками затерялась неприметная вывеска – «AMT Electronics». Случайно заглянув сюда, вы не сразу поймёте, куда попали – ясно, что не в магазин, но и не в обычный офис. В крохотных кабинетах сосредоточенные мужчины паяют какие-то микросхемы, кругом ящики с железками, на стенах – фотографии мировых знаменитостей.
И только осведомлённые поймут, что оказались в мастерской по производству музыкального оборудования для гитар.
Сделано в Сибири
Сразу же становится понятно, почему над входной дверью нет ярких рекламных постеров, зазывающих клиентов внутрь. Компания производит уникальный, можно сказать, штучный товар, и покупатель у неё тоже особенный. Ну скажите, разве обычному человеку может понадобиться гитарная педаль, или например, MIDI converter?
Владельцы «AMT Electronics» – отец и сын Сергей и Ян Маричевы. Сергей – основатель компании, руководит разработкой новых продуктов, Ян – гендиректор.
Компания «AMT Electronics» занимается разработкой и производством электронного гитарного оборудования, предназначенного для формирования, преобразования и усиления электрогитарного и басгитарного сигнала.
Напрашивается вопрос, почему не шиномонтажка, строительная фирма или, на худой конец, магазин? Почему такой сложный бизнес?
– В душе я музыкант, – улыбаясь, говорит Сергей Маричев. – Когда учился в техническом училище, мы с друзьями единомышленниками создали свою первую группу, играл в ней на бас-гитаре. Купить электрогитару в 1972 году в СССР было невозможно, тем более в Омске, поэтому инструмент сделал сам, натянув струны от старого пианино и намотав электромагнитные датчики на магниты от старой телефонной трубки. А в армии (я служил на флоте в Севастополе) в свободное от вахты время ходил в публичную библиотеку при войсковой части и самостоятельно изучал теорию радиоэлектроники. Музыкантом не стал, но те знания пригодились позднее.
«Всё начиналось сложно и сумбурно в 1987 году. В то время я работал в конструкторском бюро на заводе «Электроточприбор», – вспоминает Сергей Маричев. – Началась перестройка, в самый пик застоя для того, чтобы сохранить предприятия, руководством бывшего СССР решено было начать разработку товаров народного потребления. Большинство заводов с военной ориентацией тогда стали выпускать товары для населения. Всё уходило в лёт, дефицит был страшный. Наше конструкторское бюро помимо игровых автоматов разработало ударную электронную установку. В СССР импортные электромузыкальные инструменты попадали только через людей, побывавших за границей, и стоили они сумасшедших денег. К тому же в 80-е годы был пик популярности итальянской эстрады, поэтому наши установки оказались востребованы. Ну а когда в СССР разрешили кооперацию, я с тремя такими же энтузиастами организовал кооператив по производству музыкального оборудования, назывался он «Азия»».
Несколько лет дела шли неплохо, но потом в Россию хлынул поток импорта, в основном китайского производства, и вытеснил с рынка продукцию омичей. Продукция кооператива оказалась не востребована. Чтобы прокормить семью, Сергей Маричев организовал оптовые поставки рыбопродуктов с Дальнего Востока, и все было неплохо, пока не случился очередной обвал рубля. Он не смог выплатить кредиты банку и вынужден был распродать всё имущество, впал в тяжёлую депрессию, но спустя несколько лет вновь стал испытывать огромное желание вернуться к любимому делу. К 2000 году у Сергея подросли сыновья – Ян и Андрей. Они стали инженерами, и тогда уже у них возникла идея начать всё сначала. Достали из запасников законсервированное оборудование и комплектующие…
Сумасшедшие люди
С тех пор прошло немало лет. Сегодня «AMT Electronics» – уверенно стоящее на ногах предприятие. В коллективе трудится два десятка инженеров, программистов, схемотехников, монтажников. В 2011, 2012 и 2013 годах омская компания «AMT Electronics» стала открытием регионального конкурса на лучшего экспортёра среди малых промышленных предприятий. Свою продукцию – музыкальное оборудование – она поставляет в 22 страны мира, причём возглавляет список импортеров Япония. С 2002 года компания принимает участие в международной выставке музыкальных инструментов во Франкфурте-на-Майне «Music Messe».
«В 2002 году я впервые выехал за пределы России и для меня это был эмоциональный шок, – вспоминает Маричев-старший. – Я впервые осознал масштабы мирового рынка музыкальной индустрии. Я предполагал, что выставка во Франкфурте будет большой, но что она будет такой большой, не ожидал. Был уверен, что нас там никто не ждёт, что деньги будут потрачены впустую. К моему удивлению, нами заинтересовались не только посетители, но и участники выставки. У нас появились первые оптовые покупатели из Европы, завязались знакомства с американскими дистрибьюторами гитарного оборудования. Мы вернулись с выставки окрылённые и вдохновленные новыми идеями. С тех пор каждый год принимаем участие в работе этого форума».
- Это очень уважаемая, хорошо известная в среде музыкантов компания, – прокомментировал известный омский продюсер Алексей Гализдра. – Весь мир играет на маричевских «примочках», как мы их называем в своей среде. Это достойные приборы, которые одинаково качественно звучат в студийной работе, на репетиционной базе, во время концертов. Уровень и география продаж, думаю, самое лучшее доказательство высокого качества этой продукции.
На вопрос, чем бы могли и хотели похвастаться, Сергей и Ян, вопреки ожиданиям, начинают не с перечисления звёздных имён рок-гитаристов, пользующихся их оборудованием. Отец и сын считают главной ценностью своего дела людей.
– Наша уникальность в том, что мы очень много средств и времени тратим на исследовательскую работу. Инженерно-технические работники – это основа всего, мозг идей. И найти их непросто, у нас трудятся энтузиасты своего дела, сумасшедшие люди – инженеры-электронщики, программисты, специалисты по технологиям цепи, конструкторы. Некоторые из наших инженеров работают удаленно, например один из них – это гитарист группы «Лесоповал» Станислав Волков, второй, кандидат технических наук, доцент одного из Сибирских университетов. Имя назвать не могу, это тайна.